Очередной рекорд жары — теперь в первом полугодии 2016 года

Глобальная температура воздуха и площадь таяния морского льда в Арктике в 2016 году побили предыдущие данные за все время наблюдений.

Вся половина 2016 года и каждый отдельный месяц выдались самыми теплыми за всю историю наблюдений, длящихся уже более полутора веков. Точнее, рекорд побила средняя глобальная температура воздуха, сообщает Годдаровский институт космических исследований НАСА. Площадь морского льда в Арктике тоже наименьшая, с тех пор как в 1979 году начали спутниковые наблюдения.

Два ключевых параметра, которые характеризуют изменение климата на современном отрезке времени,  — это средняя глобальная температура воздуха и площадь морского льда в Арктике. Оба параметра стали рекордными за первую половину 2016 года. И еще важнее, что эти параметры продолжают и развивают глобальные многолетние тенденции, ставшие основой современных представлений об изменении климата.

По данным НАСА, превышение средней глобальной температуры по сравнению с тем же параметром в XIX веке составило 1,3 градуса Цельсия. Мы уже рассказывали о том, что январь этого года продолжил череду из девяти рекордно теплых месяцев. Затем пришла очередь апреля.

Раньше глобальные температурные рекорды подстегивались явлением Эль-Ниньо, происходящим раз в несколько лет в тропиках Тихого океана. Так случилось в 1998 году. Но в этом году эффект Эль-Ниньо снивелировался, и глобальная температура показала чистый тренд.

Согласно наблюдениям, площадь морского льда в Арктике в летний пик таяния этого года теперь оказалась на 40% меньше, чем это было в конце 1970-х годов. С тех пор этот параметр для сентября, когда и наблюдается сезонный пик таяния, уменьшался со скоростью 13,4% в десятилетие. Известно, что Арктика теплеет быстрее других регионов планеты. В первую очередь потепление сказывается на площади морских льдов, которые покрывают этот полярный регион. Максимальное их таяние в сезоне 2016 года произошло из-за рекордно высоких температур воздуха на планете в целом и в Арктике, в частности.

Ученые НАСА круглый год работают в Арктике, чтобы понять причины таяния морского льда. На прошлой неделе в регионе начала работать летающая лаборатория IceBridge, которая наблюдает морской лед с беспрецедентной детальностью. Ученых особенно интересуют талые пруды, которые образуются на поверхности арктического морского льда в летний период.

Поверхность талых прудов — темная, поэтому она поглощает больше солнечной энергии и быстрее нагревается, чем окружающий лед, ускоряя его таяние. Согласно последним исследованиям, изучая образование талых прудов можно хорошо предсказать годовой минимум площади морского льда, который случиться в сентябре. Теперь ученые смогут узнать, сколько в талых прудах воды и улучшить модели их образования. Проект IceBridge работает в полярных регионах с 2009 года, в том числе наблюдая состояние ледниковых шапок Гренландии и Антарктиды.

Кроме того, в НАСА в этом году стартовало почти десятилетнее многогранное полевое исследование экосистемы Аляски и Канады — Arctic-Boreal Vulnerability Experiment (AboVE). В рамках проекта изучат то, как леса, вечная мерзлота и другие экосистемы реагируют на повышение температуры в Арктике.

потепление климата сокращение площади морского льда средняя глобальная температура воздуха