Этот птенец жил 127 миллионов лет назад и принадлежал к группе примитивных птиц, деливших планету с динозаврами. Ископаемые птиц этого периода чрезвычайно редки, в особенности ископаемые их детенышей. Статья об исследовании окаменелых останков птенца была опубликована в журнале Nature Communications.

Ученые утверждают, что открытие позволяет лучше понять то, какими были вымершие птицы, жившие от 250 до 66 миллионов лет назад. Они принадлежали к подклассу энанциорнисовых птиц, у большинства из которых были зубы и когти на каждом крыле, однако в остальном их внешность была схожа с современными птицами. «Удивительно осознавать, что многие черты, что мы видим у птиц сейчас, развились более 100 миллионов лет назад», — сказал Луис Чиаппе из Национального исторического музея в Лос-Анджелесе.

Размер детеныша был немногим меньше мизинца, а вес — всего около 10 г. Птица умерла почти сразу после того, как вылупилась, и ее останки позволяют взглянуть на критический этап развития древнего вида.

Исследователи из Великобритании, Испании, Швеции и США использовали самые современные технологии для анализа ее окаменелых костей. Проанализировав их в синхротроне (ускорителе частиц, в котором используется очень интенсивный свет), ученые обнаружили, что птенец скорее всего еще не мог летать на этом этапе. Хрящ в его грудинной кости еще не превратился целиком в кость.

Анализ развития костей может быть использован для исследования ряда эволюционных характеристик. «Новые технологии дают палеонтологам беспрецедентные возможности для исследования ископаемых останков», — пояснил Фабьен Кнолль, ученый из Манчестерского университета, руководивший исследованием.

Окаменелости птенца были найдены еще годы назад в Испании. Однако технологии, которые были использованы для их анализа в опубликованном исследовании, тогда еще не были развиты.

Изучение процесса развития костей может многое рассказать о жизни древней птицы. Ее птенцы могли быть похожи на птенцов большинства современных птиц, которые вылупляются оперенными и сразу могут двигаться; либо они были больше похожи на птенцов неразлучников (вид попугаевых), вылупляющихся без оперения и с закрытыми глазами, что означает, что им нужна родительская забота. Исследование может помочь ученым лучше понять морфологическую эволюцию птиц и то, как они менялись в зависимости от среды обитания.

[Иллюстрация: Raul Martin]