Железные метеориты группы IIE и каменные метеориты – обыкновенные хондриты H-группы – могут происходить с одного и того же астероида, внутренняя часть которого расплавилась и, разделившись на ядро и мантию, кристаллизовалась. К таким выводам пришли учёные подведомственного Минобрнауки России Института геохимии и аналитической химии (ГЕОХИ) им. В.И. Вернадского РАН в результате совместного c зарубежными коллегами исследования необычных железных метеоритов, содержащих включения силикатных минералов.

Железный метеорит Milles (IIE).Фото @ А.Я. Скрипник, предоставлено пресс-службой ГЕОХИ РАН

Железный метеорит Milles (IIE).
Фото @ А.Я. Скрипник, предоставлено пресс-службой ГЕОХИ РАН

 

«Мы обнаружили, что ядро некогда горячего астероида стало источником металла, а нерасплавленная оболочка – силикатных включений этих метеоритов. При этом состав включений соответствует обыкновенным хондритам Н-группы, то есть типичным каменным метеоритам. Примечательно, что железные метеориты группы IIE являются редкими: на сегодняшний день во всём мире их обнаружено всего 22, три из которых были найдены на территории России. Они несут явные химические признаки образования при кристаллизации жидкого металлического ядра в недрах небольшой планеты. То, что они состоят из мелких кристаллов никелистого железа, говорит о высокой скорости остывания металла, которая невозможна в горячем, медленно теряющем тепло ядре, окруженном толстой силикатной оболочкой», – сообщила научный сотрудник лаборатории метеоритики и космохимии ГЕОХИ РАН, кандидат геолого-минералогических наук Светлана Теплякова.

Сходство содержаний изотопов молибдена и меди в металле метеоритов IIE и в H-хондритах указало исследователям на то, что присутствие включений Н-хондритов в металле неслучайно: эти два типа вещества могут происходить из одного родительского тела, которое исходно, до того как было расплавлено, состояло из H-хондритового вещества. Внутренняя часть астероида, расплавленная за счет тепла распада радиоактивных изотопов алюминия и железа, разделилась на металлическое ядро и силикатную мантию и кристаллизовалась при охлаждении, а внешняя оболочка оставалась холодной и сохранила состав Н-хондрита. 

Эту гипотезу подтвердили высокоточные химические анализы пяти железных метеоритов и компьютерная модель, имитирующая распределение родственных железу химических элементов между растущими кристаллами железа и окружающим жидким Fe-Ni-S расплавом в медленно остывающем ядре. Затем юная планета возрастом всего лишь в пару миллионов лет столкнулась с одной из тысяч малых планет, обращавшихся вокруг молодого Солнца, и большая ее часть была разрушена, а металлическое ядро оказалось на поверхности, обращенной в открытый космос. Непрестанная бомбардировка металлической поверхности небольшими астероидами приводила к повторному плавлению металла в ударных кратерах, смешиванию расплава с хондритовыми обломками внешней коры и быстрому застыванию металла, что привело к образованию железных метеоритов, пояснили ученые ГЕОХИ РАН.

Этот сценарий полностью согласуется с результатами измерений различных параметров железных метеоритов и, вероятно, мог иметь место и на других малых планетах железокаменного состава, испытавших внутреннее плавление. Об этом в скором времени поведают готовящиеся к путешествию в пояс астероидов автоматические космические аппараты.

Результаты опубликованы в одном из ведущих международных научных изданий в области метеоритики и космохимии – Meteoritics & Planetary Science https://doi.org/10.1111/maps.

13 соединений ещё на этапе теоретической подготовки к синтезу.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой Минобрнауки России