Используя искусственный интеллект, спутниковые наблюдения и прогнозы климатических моделей, группа исследователей из Швейцарии и Бельгии подсчитала, что на каждую десятую градуса повышения глобальной температуры воздуха с поверхности ледяного щита исчезает в среднем около 9 000 метеоритов. Эта потеря имеет серьезные последствия, поскольку метеориты – уникальные образцы внеземных тел, позволяющие понять происхождение жизни на Земле и формирование Луны, сообщает ETH Zurich.

К 2050 году около четверти из 300 000 – 800 000 метеоритов в Антарктиде будет потеряно из-за таяния ледников. К концу века, по прогнозам исследователей, это число может возрасти, и при сценарии сильного потепления потеря метеоритов на континенте приблизится к трем четвертям.

Гарри Зеколлари, руководитель исследования, опубликованного в журнале Nature Climate Change, работал в лаборатории гидравлики, гидрологии и гляциологии ETH Zurich. Ученый в своем исследовании отмечает, что продолжающееся потепление приводит к потере около 5000 метеоритов в год, что в 5 раз опережает работы по их сбору.

Зеколлари призывает к масштабным международным усилиям по сохранению научной ценности метеоритов: «Нам необходимо ускорить и активизировать силы по восстановлению антарктических метеоритов. Их исчезновение подобно потере данных, которые ученые получают из ледяных кернов, собранных с исчезающих ледников: стоит им пропасть, как исчезают и некоторые секреты Вселенной».

Метеориты – это осколки из космоса, которые содержат уникальную информацию о Солнечной системе. Антарктида – самое лучшее место для поиска метеоритов, и на сегодняшний день около 60% всех небесных тел, когда-либо найденных на Земле, были собраны с поверхности антарктического ледникового щита. Лед концентрирует метеориты в так называемых «зонах метеоритных нагромождений», где темная кора позволяет легко их обнаружить.

Помимо интенсификации, существует потенциал для повышения эффективности миссий по извлечению метеоритов в краткосрочной перспективе. Скорость работ зависит от анализа данных для выявления неисследованных зон падения метеоритов и картирования областей, обнажающих голубой лед, где часто находят небесные тела.

Благодаря темному цвету метеориты нагреваются по сравнению с окружающим ландшафтом. По мере передачи тепла от метеоритов ко льду оно может вызывать локальное таяние, что приводит к опусканию метеоритов под поверхность ледяного щита. Как только метеориты попадают в ледяной покров, даже на небольшой глубине, их уже невозможно обнаружить, и они оказываются потерянными для науки.

С повышением температуры атмосферы увеличивается и температура поверхности льда, что усиливает потери. «Даже когда температура льда намного ниже нуля, темные метеориты так сильно нагреваются на солнце, что могут растопить поверхность непосредственно под собой. Благодаря этому процессу теплый метеорит создает локальное углубление во льду и со временем полностью исчезает под поверхностью», – говорит Толленаар.

Ученые пришли к выводу, что в долгосрочной перспективе единственным способом сохранить большинство оставшихся не найденными антарктических метеоритов является быстрое сокращение выбросов парниковых газов.

[Фото: Veronica Tollenaar, Université libre de Bruxelles]