14 октября в научной библиотеке МГУ им. М.В. Ломоносова состоялось очередное заседание Совета Российского союза ректоров (РСР), которое было посвящено приоритетным направлениям его деятельности. Во-первых, это работа по переходу на новую модель высшего образования в соответствии со стратегией развития до 2036 г. Во-вторых, участники заседания подвели итоги приемной кампании 2025 г. и обозначили ключевые направления работы на будущий год. Наконец, на заседании обсудили деятельность РСР на международном уровне и рассказали о совместных проектах с коллегами из зарубежных стран.
Новое высшее
Предыдущее заседание Совета РСР, состоявшееся в июле этого года, было посвящено стратегии развития образования до 2036 г. Сегодня продолжилось обсуждение этой темы. Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничий рассказал об основных принципах новой модели высшего образования. По его словам, сейчас одна из главных задач — закрепить принципы новой стратегии на правовом уровне.
«Начиная с весны этого года, министерство образования на разных площадках проводит обсуждение проекта изменений в закон об образовании. Мы хорошо знакомы с предложениями министерства. Члены Российского союза ректоров принимают активное участие в их обсуждении. Мы считаем необходимым, чтобы в законе были закреплены ключевые принципы национальной системы образования — фундаментальность, междисциплинарность, практикоориентированность, гибкость. С учетом этих принципов должны быть разработаны и новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования», — отметил Виктор Садовничий.
Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова также отметил важность сохранения преемственности уровней образования. То есть каждая ступень образования должна быть логически связан с предыдущей — поэтому необходимо приложить все усилия, чтобы исключать дублирование образовательных программ и обеспечить возможность вертикальной мобильности студентов.
Новые принципы приемной кампании
Вслед за Виктором Садовничим на заседании выступил министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков. По его словам, неотъемлемой частью новой модели высшего образования должна стать новая приемная кампания. В частности, министр образования рассказал об основных принципах, по которым должно определяться количество бюджетных мест.
«Мы не снижаем количество бюджетных мест. Мы должны сохранять разумный баланс между Москвой, Санкт-Петербургом и регионами, при этом не теряя в качестве образования. То есть можно, конечно, отдать все места регионам, полностью удовлетворив их спрос на бюджетные места, но там нет возможности обеспечить качество образования. С другой стороны, крупные московские университеты способны принимать на 20—30% больше студентов и обеспечивать сохранение качества образования, но будет ли это справедливо для территориального развития страны? Безусловно, нет. И этот баланс мы вынуждены всегда держать», — отметил Валерий Фальков.
Кроме того, министр образования рассказал о работе единой информационной системы для поступления — суперсервиса «Поступай в вуз онлайн».
«Система в целом работает удовлетворительно, мы будем ее дорабатывать. Есть предложения касательно возможности подать документы в магистратуру, аспирантуру. Общий вектор — расширение суперсервиса как основного сервиса подачи документов. Главное, что мы не наблюдаем настороженности со стороны абитуриентов, хотя такие опасения в начале были. Будем ходатайствовать о расширении эксперимента», — рассказал Валерий Фальков.
В конце выступления министр образования рассказал о двух предложениях, которые сейчас обсуждаются в министерстве. Первое — ввести переводную шкалу для вступительных экзаменов на научно-технические специальности. Второе — ввести для тех же специальностей четвертый ЕГЭ, но не в обязательном порядке, а по усмотрению самого абитуриента как возможность получить дополнительные баллы. В следующем году планируется протестировать эту систему.
Международный рейтинг и сотрудничество
Большое внимание участники заседания уделили деятельности РСР на международной арене. По словам В.А. Садовничего, сейчас основной вектор — участие в международных межвузовских ассоциациях и в форумах ректоров из разных стран.
«Только за последние три года проведено более 30 форумов, в которых приняли участие более 2500 ректоров российских и зарубежных университетов из более чем 40 стран мира. На полях этих форумов подписано около 450 соглашений о сотрудничестве. В последние годы РСР активно расширяет сотрудничество со странами БРИКС+. В год председательства России в БРИКС союз ректоров инициировал проведение Первого форума ректоров университетов России и стран БРИКС. Он прошел в октябре 2024 г. в МГУ. В июне этого года по нашему предложению эту традицию поддержала Бразилия. Третий форум должен пройти в Индии в следующем году», — рассказал Виктор Садовничий.
В конце выступление ректор МГУ им. М.В. Ломоносова рассказал о работе Московского международного рейтинга «Три миссии университета». Цель этого проекта — обеспечить работу международного рейтинга с опорой на цифры и факты, без влияния экспертной оценки, но с учетом трех групп показателей: «Образование и академическая работа», «Наука» и «Университет и общество».
«Зарубежные эксперты высоко оценили нашу новацию — учет «третьей миссии». Это важно для общества, для национальных экономик и для мирового сообщества в целом. Таким образом, мы сделали вклад в мировую академическую систему рейтингования, задали новый вектор развития. Сейчас ему следуют все ведущие составители рейтингов», — сказал Виктор Садовничий.
Ректор МГУ им. М.В. Ломоносова также отметил, что рейтинг «Три миссии университета» стал основой для российской версии пилотного рейтинга университетов стран БРИКС.
Со своими докладами на заседании также выступили: ректор Сеченовского университета Петр Глыбочко, ректор СПбГЭУ Игорь Максимцев, и ректор РосНОУ Владимир Зернов.