Агитационный фарфор — уникальное явление советского и мирового искусства 19201930 гг. XX в. Просуществовав всего несколько десятилетий, оно оставило заметный след в истории культуры благодаря своему бытовому и главным образом социальному назначению: повысить сознательность народных масс и мобилизовать их на строительство нового общества в непростой политической и социально-экономической обстановке.

 

История фарфора в России начинается в 1744 г., когда русский министр при датском дворе Н.А. Корф заключил договор с саксонцем Х.К. Гунгером, по которому последний обязался организовать в Санкт-Петербурге порцелиновую (фарфоровую) мануфактуру. Спустя некоторое время ее возглавил горный инженер и сподвижник М.В. Ломоносова Д.И. Виноградов. Именно ему выпала честь открыть секрет отечественного фарфора и организовать первое в России фарфоровое производство.

Порцелиновая мануфактура

Порцелиновая мануфактура

Источник фото: denvistorii.ru

Используя гжельские белые глины, олонецкий кварц, казанский алебастр и другое отечественное сырье, он получил пригодный состав для изготовления фарфора. Кроме того, он спроектировал печи, определил оптимальные условия обжига и разработал методы формовки. Первоначально из фарфора изготавливали разную мелочь — пуговицы, набалдашники для тростей, курительные трубки, колокольчики и табакерки, которые императрица Елизавета Петровна дарила своим приближенным.

В 1758 г. было запущено производство крупных деталей, а в 1765 г. мануфактура была реорганизована и стала называться Императорским фарфоровым заводом, перед которым была поставлена задача —«удовольствовать всю Россию фарфором». Для этого государство всячески способствовало развитию фарфорового производства: внедряло новые технологии, готовило кадры, создавало для него экономическую и научную базу. Это привело к тому, что русский фарфор «удовольствовал» не только Россию, но и весь мир: уже в правление Николая I императорский фарфор на равных конкурировал с мейсенским и английским костяным фарфором.

В эпоху Николая II производство фарфора в Российской империи достигло образцового во всех отношениях состояния. Возникли целые отрасли химического и электротехнического фарфора. Появились и множество негосударственных предприятий, которые не уступали государственным заводам по оснащению и качеству выпускаемой продукции. Так, широкую известность в России и мире получил кузнецовский фарфор — к 1913 г. империя промышленника и предпринимателя М.С. Кузнецова включала в себя 18 заводов и выпускала разнообразной фарфоровой продукции на 11,5 млн рублей — две трети всего объема керамики, производившейся тогда в стране.

 

 

Чехонинский период

После революции 1917 г. жизнь на Императорском фарфоровом заводе круто изменилась. В 1918 г. предприятие стало Государственным фарфоровым заводом (ГФЗ) и перешло под контроль Народного комиссариата просвещения РСФСР. Там из бывшей придворной мануфактуры решили сделать «испытательную керамическую лабораторию республиканского значения», вырабатывающую не просто посуду для победившего пролетариата, а «агитационный фарфор в высоком смысле этого слова — революционный по содержанию, совершенный по форме, безупречный по техническому исполнению». 

фарфоровый завод

Президиум [Областной тарифной конференции рабочих стекольно-фарфорово-фаянсового производства]. Среди присутствующих: певец Ф.И.Шаляпин (стоит 4-й слева), писатель М.Горький  (А.М. Пешков, стоит 5-й слева), директор Государственных фарфорового и стеклянного заводов П.П. Фрикен (сидит 2-й слева).[Май] 1918 г. Петроград. Автор не известен.

Во главе ГФЗ встал глубоко проникшийся идеями революции ученик легендарного живописца И.Е. Репина, известный художник и график С.В. Чехонин, «мастер советского ампира», как его еще называли. Поставив задачу создать предметы, которые будут мощным инструментом пропаганды, он привлек к работе своих коллег — М.М. Адамовича, А.В. Щекатихину-Потоцкую, Б.М. Кустодиева и других. Благодаря их работе агитфарфор быстро превратился из стандартного товара в уникальное явление в искусстве. Оно пропагандировало идеи социальной справедливости, мировой революции, необходимости строительства первого в мире государства рабочих и крестьян, мотивировало их строить светлое будущее.

Тарелка "Кто не с нами, тот против нас"

Тарелка "Кто не с нами, тот против нас"

Источник фото: mos.ru

Для этого использовались символы, характерные для рабоче-крестьянской России: плуг и борона, коса и грабли, топор и ледоруб, клещи и гвоздодер, пила и пружина, циркуль и треугольник, глобус и книга. Мастера ГФЗ разработали собственное клеймо — комбинацию из серпа, молота и фрагмента шестерни. Были задействованы даже нехарактерные для атеистического государства религиозные мотивы — ангел революции, летящий над промышленным городом, или крылатый всадник Третьего интернационала, сильно напоминающий святого Георгия.

Тарелка "Красный гений". Автор А. Голенкина. 1920 г.

Тарелка "Красный гений". Автор А. Голенкина. 1920 г.

Источник фото: mos.ru

 

Именно в это время на свет появились легендарные произведения завода. Самым среди них стала тарелка с лозунгом «Кто не работает, тот не ест» работы М.М. Адамовича, созданная в 1921 г. и выпускавшаяся на протяжении нескольких лет.

Тарелка «Кто не работает, тот не ест». Автор М. Адамович. 1923 г. 

Тарелка «Кто не работает, тот не ест». Автор М. Адамович. 1923 г. 

Источник фото: mos.ru

Роспись театрального декоратора и одновременно талантливой художницы А.В. Щекатихиной-Потоцкой отличалась красочными, озорными нотками, игрой полутонов, оригинальными деталями. В 1921 г. она создала серию иллюстраций на тему колыбели революции Петрограда, а затем воссоздала в росписи фарфора яркие картинки.

Тарелка "Борьба родит героев" . Автор А. В. Щекотихина-Потоцкая. 1921 г.

Тарелка "Борьба родит героев" . Автор А. В. Щекотихина-Потоцкая. 1921 г.

Источник фото: mos.ru

«Кто помнит Петроград тех лет — выщербленные пустыни мостовых, погруженные во тьму и холод безмолвные дома, в окнах — иглистые звездочки — следы недавних пуль, тот вспомнит и витрину на проспекте 25 Октября. Там — на белых блестящих блюдах горели красные звезды, серп и молот мерцали неярким фарфоровым золотом, сказочные цветы сплетались в вензель РСФСР. Там стояли маленькие фарфоровые красногвардейцы, матросы, партизаны и блестящие шахматы “Красные и белые”. На большом блюде была надпись из цветов: “Мы превратим мир в цветущий сад”», — вспоминала в 1938 г. художник завода Е.Я. Данько.

 

 

Авангардисты и супрематисты

В 1920-е гг. ГФЗ начал сотрудничать с известными художниками-авангардистами К.С. Малевичем, В.Е. Татлиным, Н.И. Альтманом, В.В. Кандинским. Так, Кандинский, например, сделал для завода несколько вариантов росписи чайных сервизов, которые пользовались большим спросом и периодически заказывались Наркомвнешторгом.

Чайный сервиз работы В.В. Кандинского

Чайный сервиз работы В.В. Кандинского

Источник фото: mos.ru

К.С. Малевич же занимался разработкой новаторских посудных форм-архитектонов. В 1923 г. он придумал чайник и чашки ранее не встречавшейся формы, чему во многом способствовало появление на ГФЗ его ближайших учеников И.Г. Чашника и Н.М. Суетина. Последний стал главным художником завода в 1932 г. и оставался таковым до своей смерти в 1954 г.

"Супрематический чайник и чашки". Автор К. Малевич. 1923 г.

"Супрематический чайник и чашки". Автор К. Малевич. 1923 г.

Источник фото: mos.ru

И хотя супрематистов довольно быстро отстранили от работы, в 1929 г. художница Е.Я. Данько констатировала: «Ни одна продукция завода не пользуется такой высокой оценкой у нас и на Западе, ни одна не получает такое количество заказов, проникая в быт в качестве вещей, имеющих не утилитарную только, а и эстетическую ценность, как супрематическая посуда».

 

От тарелки до бюста

Однако дело не исчерпывалось только посудой. В 1918 г. в стране был утвержден план «монументальной пропаганды» и на его основе принят декрет «О снятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектов памятников Российской социалистической революции». Тогда же началась работа мастеров фарфора над первыми бюстами. Скульптор В.В. Кузнецов создал бисквитный бюст Карла Маркса, который сейчас можно увидеть в музее-усадьбе «Кусково». 

Довольно активно развивалось портретное направление. В.И. Ленин, С.М. Киров, А.В. Луначарский, С.М Буденный, К.Е. Ворошилов, Г.К. Жуков, Л.А. Говоров и многие другие известные государственные деятели, политики и военные молодого советского государства были увековечены на тарелках и других фарфоровых предметах.

Тарелка "Вперед по ленинскому пути"

Тарелка "Вперед по ленинскому пути"

Источник фото: mos.ru

Первоначально агитационный фарфор из СССР шел, что называется, на ура — более 90% продукции ГФЗ продавалось за рубежом и имело большой успех на различных выставках и аукционах. Как отмечалось в прессе тех лет, «он заслонил собой и старый Сакс, и причудливый китайский фарфор».

Однако уже к середине 1930-х гг. интерес к нему стал угасать. К тому времени все системы советского общества уже были сформированы, идея мировой революции оказалась нежизнеспособной, к тому же в Европе запахло новой мировой войной — художники стали переориентироваться на другие темы. И хотя тарелки с серпами и молотами продолжали выпускать к разнообразным революционным годовщинам, интерес к ним сильно упал. Так что если сегодня агитационный фарфор кому и интересен, то только коллекционерам и исследователям искусства.

 

Материал подготовлен по открытым источникам.

Фото на главной странице и странице: mos.ru