Исследователи Сколковского института науки и технологий в составе международной группы ученых создали уникальный прибор, способный управлять током спинов в так называемом жидком свете, сообщает ТАСС со ссылкой на пресс-службу Сколтеха.

Спин - собственный момент импульса элементарных частиц, имеющий квантовую природу и не связанный с перемещением частицы как целого. "Жидким" свет называется из-за изменений своих свойств, которые становятся похожи на свойства жидкости, в процессе взаимодействия с веществом в фотонных устройствах.

"Ученые из Сколтеха вместе c иностранными коллегами придумали способ разделения "жидкого света" на потоки с разными спинами. Манипулирование током спинов имеет большой потенциал для использования в современных фотонных устройствах", - говорится в сообщении.

Группа исследователей из Сколтеха, Университета Варшавы и Польского военного технологического университета нашла способ контроля спинового тока в "жидком свете" (потоке поляритонов) с помощью электрического поля. Соавтором работы стал старший научный сотрудник Сколтеха Алексис Аскитопулос, работающий в группе гибридной фотоники.

"Успешное международное сотрудничество привело к созданию оптоэлектронного устройства, которое позволяет управлять током спинов с помощью приложения электрических полей в оптических микрорезонаторах, заполненных жидкими кристаллами. Результаты этой работы опубликованы в журнале Nature Light: Science & Applications", - сообщает пресс-служба Сколковского института науки и технологий.

Новые направления и Сколтех

Управление спинами частиц в функциональных материалах - перспективное направление науки, которое способно дать человечеству такие полезные изобретения, как аккумуляторы без химических реакций, оптические устройства нанометровых масштабов и магниторезистивную память с нулевым энергопотреблением.

Спинтроника потребляет меньше энергии, чем электроника, а фотонные устройства с ее применением гораздо быстрее электронных.