0 комментариев 782

Исследователи МГППУ и НИУ ВШЭ установили связь тактильных ощущений и эмоций

Ученым удалось показать, что различные текстуры действительно ассоциируются с разными категориями эмоций

Российские ученые установили, что ощущения от прикосновений к различным текстурам влияют на возникновение определенных эмоций. Авторы исследования считают, что его результаты помогут подробнее изучить восприятие эмоций через прикосновение к предметам, сообщает РИА Новости. Результаты опубликованы в журнале Consciousness and Cognition.

Исследователям Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) и Национального исследовательского института "Высшая школа экономики" удалось показать, что различные текстуры действительно ассоциируются с разными категориями эмоций. Например, мягкие мех и бархат — с радостью, гладкие и холодные мрамор и стекло — с грустью, шершавая металлическая щетка — со страхом и гневом, липкие пластилин и игрушка-лизун — с отвращением и удивлением.

В ходе работы, по словам специалистов, удалось сформировать набор текстур, которые могут быть в дальнейшем использованы для изучения восприятия эмоций через прикосновение.

"По результатам предварительного онлайн-опроса мы подобрали 21 текстуру, которые наиболее часто ассоциировались у респондентов с определенными эмоциями. Среди них — стекло, дерево, шелк, наждачная бумага, пластилин, мрамор и другие", — рассказала кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра экспериментальной психологии МГППУ Ольга Королькова.

По ее словам, в основном исследовании участвовало 108 человек, которым предлагали с закрытыми глазами ощупывать различные текстуры и оценивать по шкале от 0 до 5, насколько они вызывают ассоциацию с шестью базовыми эмоциями: радость, страх, гнев, удивление, печаль и отвращение.

Ученым также удалось выяснить, что индивидуальный уровень алекситимии (затруднения в передаче, словесном описании своего состояния) связан с оценками интенсивности некоторых эмоций: гнева, печали и отвращения.

"Мы показали, что индивидуальные особенности восприятия своих эмоций могут быть связаны с тем, насколько сильные негативные эмоции ассоциируются с текстурами", — заявила Королькова.

Ученые отметили, что ранее с позиции психологии исследовалось только то, насколько различные материалы приятны или неприятны на ощупь. Однако не было понятно, можно ли более дифференцированно охарактеризовать эмоции, возникающие от прикосновений к текстурам.

В дальнейшем исследователям хотелось бы уточнить, какие именно свойства материалов объясняют их ассоциации с категориями эмоций: мягкость и твердость, степень гладкости и упругости и так далее. В планах ученых также выяснить, влияет ли на восприятие ассоциация материалов с типичными предметами, которые из них сделаны.

тактильные ощущения эмоции