Исследователи ИХБФМ СО РАН и ИМКБ СО РАН установили возможную причину долгожительства голого землекопа

Легендарная продолжительность жизни этого грызуна может быть обусловлена особенностью работы его системы репарации ДНК

Исследователи из Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН и Института молекулярной и клеточной биологии СО РАН установили, что легендарное долгожительство голого землекопа может быть обусловлено особенностью работы его системы репарации ДНК, сообщает издание «Наука в Сибири»Статья об этом опубликована в журнале Aging.

Ученые давно пытаются раскрыть тайну голого землекопа. Средняя продолжительность жизни этого грызуна 30 лет (тогда как у обычной мыши — полтора года). С возрастом у него не выявляется изменений, присущих старению, не меняются внешний вид и репродуктивная функция, а также уровень экспрессии различных генов. Он нечувствителен к химическому или радиологическому воздействию, не подвержен образованию раковых опухолей. В пересчете на продолжительность жизни человека голый землекоп живет 600 лет.

Исследователи ИХБФМ и ИМКБ сравнили, как ядерный экстракт фибробластов — клеток соединительной ткани организма, синтезирующих внеклеточный матрикс, голого землекопа и мыши реагирует на воздействие UVC-излучения (коротковолновый диапазон ультрафиолетового излучения), генерирующего поражения ДНК. Затем с использованием разработанных тест-систем была исследована активность репарации ДНК у землекопа и мыши.

«Нами установлено, что активность репарации поврежденных оснований и нуклеотидов в клетках голого землекопа гораздо выше, чем в клетках мыши. Мы считаем, что эффективная репарация может быть ответственна за то, что грызун живет так долго», — рассказывает заведующая лабораторией биоорганической химии ферментов ИХБФМ СО РАН член-корреспондент РАН Ольга Ивановна Лаврик.

Ученые надеются, что исследование репарации ДНК у землекопов позволит найти новые пути избавления от рака и заболеваний, связанных со старением организма, а также увеличить продолжительность и качество жизни человека.

голый землекоп репарация днк