Ученые из Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных (IVPP) Китайской академии нашли доказательства, подтверждающие гипотезу о том, что до падения астероида 66 миллионов лет назад разнообразие динозавров в целом сократилось в конце мелового периода. По крайней мере, в Азии, сообщает EurekAlert! со ссылкой на КАС. Выводы представлены в журнале PNAS

К такому выводу ученые пришли, изучив более 1000 образцов окаменелой яичной скорлупы динозавров из бассейна Шаньян в центральном Китае. Эти окаменелости были заключены в горных породах общей толщиной около 150 метров. Исследователи высчитали возраст слоев горных пород, что позволило создать временную шкалу почти в два миллиона лет с периодичностью в 100 тысяч лет. Шкала отражает годы в конце мелового периода, то есть период непосредственно перед вымиранием динозавров. Эта временная шкала позволяет проводить прямые сравнения с данными со всего мира.

Ученые выявили снижение разнообразия динозавров на основе данных бассейна Шаньян. Так, 1000 окаменелостей яиц динозавров, собранных в бассейне, представляют только три разных вида: Macroolithus yaotunensis, Elongatoolithus elongatus и Stromatoolithus pinglingensis.

Несколько дополнительных костей динозавров из этого региона показывают, что тираннозавр и зауропод жили в этом районе 66,4–68,2 миллиона лет назад. Это низкое разнообразие видов динозавров сохранялось в центральном Китае в течение последних двух миллионов лет до массового вымирания.

Полученные результаты — в сочетании с данными из Северной Америки — предполагают, что популяции динозавров, вероятно, сокращались во всем мире до их вымирания. Это могло быть результатом глобальных колебаний климата и массовых извержений вулканов. Все эти факторы могли привести к нестабильности всей экосистемы, что сделало динозавров уязвимыми для массового вымирания, совпадающего с падением астероида.

[Иллюстрация: IVPP]