Ученые из Университета штата Монтана (США) наблюдали за тем, как черношапочная гаичка и канадский поползень передают сообщения об опасности своим сородичам. Выяснилось, что как эти птицы отличают настоящее новости от «фейковых»: одни сообщения заставляют их готовиться к встрече с хищником, а другие – нет, сообщает пресс-служба университета. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature.

У птиц в лесу есть своя «социальная сеть»: издавая определенные звуки, птицы могут предупредит друг друга о приближающемся хищнике. Так, пронзительный «твит» от синицы указывает на летающего ястреба и вызывает сильную реакцию – другие птицы замолкают, смотрят вверх и ныряют в кусты. При этом тревожные «звоночки» могут быстро распространяться по лесу. Бывает, что птицы резким, усиленным зовом заставляют своих собратьев всех видов собираться вместе, чтобы преследовать хищника. Когда хищная птица слышит такой «призыв», ей обычно приходится улетать в другое место.

Получать информацию птицы могут или прямо, «от первоисточника», увидев или услышав хищника, и косвенно – через птичью «социальную сеть». Во втором случае сигнал тревоги может быть ложным, и птица не будет спешить паниковать.

Ученые из Университета штата Монтана провели исследование с черношапочной гаичкой из семейства синицевых и канадским поползнем, чтобы проверить, как птицы отличают настоящие сообщения от ложных. У поползней и гаичек общие хищники: виргинский филин и воробьиный сыч. Для таких маленьких птиц, как гаичка и поползень, небольшой сыч опаснее крупного филина: меньший радиус поворота при полете позволяет сычу лучше преследовать добычу.

Используя громкоговорители в лесу, исследователи оправляли «сообщения» поползням, воспроизводя предупреждающий клич о виргинском филине (уровень угрозы ниже) и о воробьином сыче (уровень угрозы выше). Призывы варьировались в зависимости от уровня угрозы и были двух типов: прямые (от самих хищников) и косвенные (от гаичек).

Как показал эксперимент, прямая информация заставила поползней менять свои призывы в соответствии с высоким и низким уровнем опасности. Но тревожный «твит» гаички об обоих хищниках вызвал только общий, промежуточный «звонок» от поползня, независимо от уровня угрозы. Это означает, что поползень может принимать сложные решения относительно стимулов в его среде и избегать распространения «поддельных новостей», прежде чем он сам не увидит или не услышит хищника.

[Фото: COURTESY OF THE UNIVERSITY OF MONTANA]