Какие инфекционные болезни представляют наибольшую опасность сегодня и как с ними бороться? "Научная Россия" побеседовала с главным внештатным специалистом по инфекционным болезням Минздрава России, завкафедрой вирусологии РМАНПО Минздрава России, профессором, доктором медицинских наук Еленой Юрьевной МАЛИННИКОВОЙ.

На недавнем онлайн-собрании РАН вы напомнили о том, что инфекционные болезни по-прежнему остаются одной из самых значимых угроз всемирного масштаба. А какие именно болезни представляют наибольшую опасность и почему?

Несмотря на развитие здравоохранения, во всех странах инфекционные болезни по-прежнему остаются одним из ведущих показателей заболеваемости, смертности населения. Есть ряд важных аспектов, которые усугубляют негативное воздействие. Речь идет об изменениях свойств и формы возбудителей инфекционных заболеваний, а также о возможности преодоления патогенами межвидовых барьеров.  И такие инфекции мы с вами знаем: зооантропонозы, такие, как коронавирусная инфекция, вирус гриппа А, некоторые гепатиты, гемморагические лихорадки и другие инфекции, которые, к сожалению, имеют свойство переходить от животного к человеку, преодолевая межвидовой барьер. Тогда мы их называем новыми или возвращающимися инфекциями. 

Большую роль в распространении инфекций играет формирование устойчивости бактерий к лекарственным препаратам, к неким химическим и биологическим средам. Еще один важный аспект - оказание медицинской помощи. 

Сегодня мы зависим от вакцин, от антибактериальных и противовирусных препаратов. Мы пытаемся защитить себя, но встречаем противодействие со стороны патогенных организмов. 

Помимо туберкулеза, ВИЧ, вирусного гепатита, повышенного внимания требуют и другие инфекции с высоким уровнем экономической значимости. И сегодня мы с вами  столкнулись именно с такой инфекцией, которая оказалась способной вызвать эпидемии, пандемии и пагубно отразиться на нашей экономике. 

Практически половина земного шара не просто страдает инфекционными заболеваниями, а живёт в постоянном риске развития эпидемии.

Источник фото: ВОЗ

Источник фото: ВОЗ

 

Существует много методов профилактики, от "мыть чаще руки" до "есть больше овощей и фруктов". А какие из них наиболее эффективны?

Самая главная профилактика, которую мы на сегодняшний день имеем — это специфическая профилактика инфекций, а именно: вакцинация.  Без вакцинации ни наше, ни последующее поколение не смогут существовать. Опыт отказа от вакцинации в нашей популяции уже был, и ни к чему хорошему это не привело.  Это 1990-е годы, когда мы пережили тяжелейшую вспышку дифтерии, а также недавний период, когда отказ от вакцинации против кори вызвал резкий, моментальный рост заболевших этой инфекцией.

Ситуация с коронавирусной инфекцией, наверное, заставит нас поменять свой менталитет и жить по-другому. Если раньше, например, мы чувствовали дискомфорт и недоумение, видя, что в общественных местах жители стран Азии носят медицинские маски, то сегодня это становится неотъемлемой частью выхода из дома, как и строгое соблюдение индивидуальной дистанции, гигиенических требований.

Новые инфекции появляются, но старые тоже никуда не исчезли. Так, по данным ВОЗ, общая заболеваемость брюшного тифа в мире составляет 27 случаев в год на население 100 тысяч человек, да и смертность там не маленькая: до 15%.

Как вы оцениваете итоги борьбы с коронавирусом в Москве и в России в целом?

Как бы пафосно это ни звучало, но я впервые в жизни столкнулась с такими беспрецедентными мерами, которые были приняты правительством в нашей стране. Примером стала Москва, где руководители правительства погрузились в эту проблему с головой и помогли организовать все необходимые срочные противоэпидемические мероприятия. Вся страна и весь мир объединили свои усилия в борьбе с коронавирусом. Мы понимаем, что мы не одни, идет совместная борьба.

Карантин не предусматривает полное прекращение распространения вируса. Он нужен для того, чтобы сгладить волну и снизить скорость распространения инфекции. Если вирусу дать свободу, то он (один человек с вирусом) может заразить от двух до пяти людей. Карантин дает возможность не увеличивать количество заболевших в геометрической прогрессии.

Важно, что карантин не дает возможность людям из групп риска переболеть в тяжелой форме. Эта инфекция в популяции проходит не так агрессивно. 

Сейчас акцент делается не просто на развертывание дополнительных инфекционных коек в стране, а на оказание качественной медицинской помощи. Минздрав России ведет точечный контроль за наличием специализированного оборудования для оказания специализированной помощи. Современные аппараты ИВЛ кардинально отличаются от тех, которые мы знали еще пять лет назад. Четко прописывается и маршрутизация "тяжелых" пациентов. Реанимационных коек по всей стране имеется достаточное количество, и даже можно сказать, что реанимационных коек сегодня больше, чем пациентов. 

Интервью проведено при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ и Российской академии наук.

Беседовала Янина Хужина.

Фотографии в галерее и информационные слайды предоставлены Еленой Малинниковой и используются с ее разрешения. 

Источник фото в тексте и на главной странице: скрин из видео «Научной России».