Возможно, технически развитые инопланетяне не подают нам сигналы из-за того, что их миры окружены ледяными панцирями. Такое предположение высказал планетолог Алан Стерн (Alan Stern) из Юго-Западного исследовательского института в Боулдере (штат Колорадо, США), выступая на 49-й ежегодной встрече Отделения планетологии Американского астрономического общества в городе Прово, штат Юта. Подробности рассказывает сайт журнала Science.

Только относительно недавно стало понятно, насколько многие небесные тела даже в нашей Солнечной системе покрыты мощными панцирями (толщиной в сотни км) с преобладаниями водяного льда, под которыми, в глубине, плещутся океаны схожего химического состава. Так устроены оболочки нескольких лун Юпитера, Сатурна и Нептуна, и даже удаленного Плутона. Судя по всему, такая схема может быть широко распространена и в других звездных системах.

В этих подледных океанах могут накапливаться органические и питательные вещества, а толстый панцирь защищает их от жесткого космического излучения. То есть, условия для возникновения жизни там могут быть даже лучше, чем на Земле.

Однако, по мысли Стерна, если в одной из таких экосистем возникнет разумная жизнь, которая пойдет по технологическому пути развития, ее представители не будут видеть звездное небо и знать о множественности миров. Вместо этого, аналогом нашей космической программы для таких существ будет бурение ледяного панциря их планеты или спутника.

Таким образом можно объяснить «парадокс Ферми», заключающийся в том, что мы не наблюдаем в космосе следы деятельности внеземных цивилизаций, которые, теоретически, должны были бы развиться во Вселенной за миллиарды лет ее существования. Если многие из таких цивилизаций заперты подо льдом, это существенно замедляет и осложняет межзвездную «коммуникацию».

Напомним, есть версия, что периодические затмения звезды KIC 8462852, находящейся в созвездии Лебедя, в 1300 световых годах от Земли, объясняются деятельностью инопланетной цивилизации. А вот странный сигнал, полученный в мае 2015 года астрономами из института SATI из области HD 164595 в созвездии Геркулеса, судя по всему, не имел к внеземной жизни никакого отношения.