Ученые из Института SATI, чья миссия состоит в изучении происхождения жизни и ее распространенности во Вселенной, просканировали направление HD 164595, откуда годом ранее был пойман сигнал неопознанной природы. Исследователи сообщают, что в эфире все спокойно, несмотря на то, что первоначальный импульс «был похож на то, как будто кто-то включил СВ-передатчик в течение нескольких секунд». О результатах работы сообщает ScienceNews.

В мае 2015 года астрономы обнаружили радиоволны, исходящие из области HD 164595 в созвездии Геркулеса, где находится звезда, похожая на Солнце, удаленная на 94 световых года от Земли. Сообщается, что сигнал длился всего несколько секунд, и в пиковой мощности достиг около 750 милиянский — это достаточно сильный импульс по меркам радиоастрономии (1 янский равен 10-26 Вт на квадратный метр в Герцах). Никто из ученых не говорил об обнаружении инопланетян, но они просят других астрономов контролировать звезду на случай повторных сигналов.

Радиосигнал зафиксирован обсерваторией РАТАН-600 недалеко от Кавказа в России. К сожалению, в записи отсутствует много деталей, которые могли бы помочь астрономам оценить его происхождение. Без точных измерений частоты или статистические данные о том, как часто обсерватория обнаруживает сопоставимые события, трудно сказать, насколько необычен этот сигнал.

Сигнал был обнаружен на частоте около 11 гигагерц. Это предполагает наличие помех от земных телекоммуникационных устройств, говорит итальянский астроном Клаудио Макконе (Claudio Maccone), один из авторов исследования. «Именно поэтому многие страны должны наблюдать звезду с различными технологиями. Сравнивая результаты, мы сможем найти ответ», — говорит он. Промедление в обмене результатами, по его словам, происходит из-за нежелания российских коллег взаимодействовать с западными учеными. «Они представляют собой закрытое сообщество. Это неприятное обстоятельство», — заключил он. Группа исследователей представит результаты своей работа 27 сентября на заседании Международной академии астронавтики в Гвадалахаре (Мексика).

Если сигнал не имеет земное происхождение, имеется также много космических источников. Жан Шнайдер (Jean Schneider), астрофизик из Парижской обсерватории в Медоне (Франция) утверждает, что в данном случае, возможно, имеет место эффект гравитационного микролинзирования. В этом случае магнитное поле другого объекта, например, звезды или планеты, может временно усиливать излучение, в том числе радиоволн. Проверка этой идеи потребует тщательного отслеживания движения звезд, которые находятся в направлении радиосигнала.

Открытие напоминает случай другого необъясненного сигнала, получившего известность как «Вау!». Он получил свое название по слову, написанному астрономом Джерри Эхманом (Jerry Ehman) на его распечатке. Обнаруженный в 1977 году в радиотелескопом в штате Огайо (США), сигнал был, по меньшей мере, в 70 раз мощнее того, что зафиксирован обсерваторией РАТАН-600, и длился около 72 секунд. Ученые предположили, что он исходит из созвездия Стрельца. Были выдвинуто много гипотез о происхождении сигнала, в том числе — комета в Солнечной системе, околоземный космический мусор и, конечно же, инопланетяне.

Авторы нового исследования отмечают, что если инопланетяне и проживают где-то в области HD 164595 и пытаются привлечь наше внимание, то они могли бы сделать это с точно направленных передатчиков. Импульс же, который мы подслушали, по всей видимости, был направлен сразу во все стороны. Конечно, не исключено, что они гораздо более продвинуты в техническом плане, ведь для производства сигнала такой мощности, потребовалась бы вся выходная мощность их Солнца.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что шаровые звездные скопления могут таить межзвездные цивилизации.