Для исследования печени сотрудники СПбПУ предложили экспериментальную оптическую установку, которую от привычных приборов отличает экономичность, простота использования и быстрая обработка информации. Результаты эксперимента опубликованы в журнале MDPI.

В своей работе ученые использовали нетоксичный краситель, который имеет способность связывания с белками крови, - индоцианин зеленый. За счет связи с белками крови он поступает в кровь. Чтобы определить функциональные резервы печени, краситель вводили пациентам внутривенно и смотрели, за какое время печень выведет его из организма, а концентрацию индоцианина зеленого измерили с помощью оптической установки.

Новоизобретенное устройство работает по методу изменения оптической плоскости. Серийные образцы сыворотки крови пациента последовательно помещаются в прибор, на него подается свет, и с помощью детектора ученые фиксируют интенсивность рассеянного излучения, которое проходит через образец. Результат можно получить сразу, поскольку устройство подключено к компьютеру. Концентрация красителя в крови зависит от того, насколько сильно он поглощает свет. Чем ниже отношение начальной и конечной концентраций, тем больше поражены клетки печени.

По тому, как печень выводит краситель из организма, определяют функциональные резервы печени, что позволит определить план лечения для конкретного пациента. Использование такого метода будет эффективно при подготовке пациента к операции по резекции или трансплантации печени, а также в период восстановления после операции для отслеживания функций органа.

Сотрудник Высшей школы прикладной физики и космических технологий СПбПУ Екатерина Савченко рассказала о преимуществах изобретенного прибора. «Сейчас для проведения такой диагностики используется спектрофотометр – большой и дорогостоящий прибор. Мы подобрали менее дорогой источник возбуждения, модернизировали фотоприемную часть и блок съема сигнала», – отметила она.

Следующим этапом исследования у сотрудников СПбПУ станет работа над неинвазивным применением предложенного метода. В ходе будущего эксперимента учеными будет исследовано количество света, которое поглощает краситель в потоке крови. Чтобы эксперимент показал результат, ученым предстоит создать алгоритм обработки сигнала и разработать оптимальную конструкцию оптических датчиков пульсовой волны для пальца и ушной раковины. Устройство будет использовано в медицинской практике, если покажет эффективные результаты.

Фото: Медиацентр СПбПУ