Элемент случайности, простого везения по-прежнему играет немалую роль в жизни любого археолога, где бы он ни копал. Но общий успех в исследованиях современных археологических экспедиций определяют, как известно, отнюдь не случайности, не отдельные сенсационные находки или энтузиазм одиночек, а четкий и продуманный план работ, верная методика раскопок, кропотливый повседневный труд большого количества людей самых разных специальностей. Этим правилам неукоснительно следует и существующая уже более тридцати лет Донская археологическая экспедиция (ДАЭ) Института археологии Российской академии наук.
Современные археологи всегда трудятся в поле по строго определенному плану и, конечно же, могут в общих чертах предугадать характер своих будущих находок. Например, в скифских курганах Среднего Дона, хотя и основательно ограбленных еще в древности, будут непременно представлены остатки знаменитой «триады»: предметы вооружения (наконечники стрел, копий, дротиков, изредка – мечей и кинжалов), конского снаряжения (удила, псалии, бляхи узды из бронзы и серебра) и изделия так называемого «звериного стиля» с изображениями животных и птиц из самых разных материалов – золота, серебра, бронзы, кости и рога. Иногда можно обнаружить в отдельных курганах и жалкие следы былых сокровищ – обычно это золотые (сделанные из тонкой золотой фольги) бляшки – гладкие и орнаментированные, нашивавшиеся на одежду и погребальные пологи умерших. Словом, это обычный массовый материал, отражающий культуру местных кочевых племен в I тысячелетии до н.э.
Однако Его Величество Случай, «подарок судьбы» тоже не следует сбрасывать со счетов. Иные ученые многие годы ищут в земле материальные подтверждения своим гипотезам и проходят буквально в двух шагах от нужного объекта с желанными находками. Это обычно бывает, когда археолог «прыгает» с одного курганного могильника на другой, выбирая «по наитию» отдельные погребальные холмы. С другой стороны, настойчивый и систематический поиск в пределах всей изучаемой курганной группы, когда изучаются все курганы подряд, приводит нередко к потрясающим открытиям, которые способны внести заметный вклад в давно сложившиеся взгляды на прошлое. Именно о таком открытии и пойдет ниже речь.
В полевой сезон 2021 г. (июль-август) Донская археологическая экспедиция ИА РАН продолжала исследование большого курганного могильника Девица V, расположенного между селами Девица и Болдыревка Острогожского района Воронежской области, работы на котором ведутся экспедицией с 2010 г.
Особое внимание привлек курган №7, расположенный в центральной части могильника Девица V в непосредственной близости от кургана №8 (раскопки 2011 г., 6 погребений эпохи средней бронзы) и кургана №9 (раскопки 2019 г., погребение второй половины IV в. до н.э., в котором был найден парадный женский головной убор – калаф).
После многих лет тракторной распашки курган №7 имел около 1,3 м в высоту и 40 м в диаметре. Основное погребение – погребение №2 – относилось к скифскому времени (IV в. до н.э.), располагалось практически под центром насыпи и представляло собой деревянную каркасно-столбовую гробницу, впущенную в материк. Могила прямоугольной формы своей длинной осью ориентирована по линии запад-восток с небольшим отклонением в сторону северо-востока–юго-запада. Поражают ее размеры: 7,5 х 5 м. Это самая большая могила из всех, выявленных в группе Девица V. Перекрытие из дубовых плах держалось на мощных дубовых столбах, 12 – по краям могилы, 5 – в центре. Впрочем, ямы в центре погребального сооружения могут и не относиться к конструкции гробницы, а быть ритуальными.
В могиле находился сильно потревоженный древними грабителями скелет взрослого мужчины 40–49 лет. Он лежал вытянуто на спине, головой на юг, вдоль западной стенки склепа. Курган был ограблен в древности, грабители заложили с вершины кургана широкий шурф и «очистили» всю центральную часть гробницы, включая и скелет главного погребенного. Однако к моменту ограбления крыша склепа уже рухнула, и поэтому в мешанине земли и обломков сгнившего дерева по краям могилы уцелел некоторый погребальный инвентарь.
К западу от черепа покойника обнаружены многочисленные мелкие золотые полусферические бляшки (87 экз.), нашитые когда-то на органическую подстилку погребального ложа. К востоку от скелета, вдоль южной стенки погребальной камеры были обнаружены железный нож и ребро лошади (остатки напутственной пищи), наконечник копья, три наконечника дротиков. Их длину можно достаточно точно реконструировать благодаря тому, что сохранились нетронутыми втоки (утяжелители нижней части древкового оружия). Копье было длинным – около 3,2 м, дротики – около 2,2 м. Ближе к юго-восточному углу могилы лежало скопление из трех конских уборов, состоявших из удил, псалиев, подпружных пряжек, железных налобников, железных, бронзовых, костяных ворворок, а также нащёчных бронзовых блях в виде волков с оскаленной пастью – 6 экз., по два на каждую узду. Рядом с наборами конской упряжи находилась отрубленная челюсть молодого медведя. Кроме того, в разных местах гробницы найдены сосуды: лепной кубок и большой чернолощеный кувшин.
Таким образом, в погребении этого воина мы вновь встречаем все основные элементы скифской «триады»: предметы вооружения, конской сбруи и «звериного стиля», плюс мелкие золотые бляшки.
И, наконец, главная наша находка и главная сенсация – в северо-восточной части могилы, отдельно от всех других вещей и на удалении нескольких метров от скелета лежала серебряная накладка, прибитая многочисленными серебряными гвоздиками к деревянной (практически полностью исчезнувшей) основе. Длина – 34,7 см, ширина в средней части – 7,5 см. Какой предмет украшала эта накладка – вопрос пока открытый.
В центральной части изображена, вероятно, крылатая фигура Владычицы зверей и покровительницы человеческого и животного плодородия – богини, известной в литературе как Аргимпаса, Кибела, Великая богиня и т.д. Верхняя часть ее тела обнажена. На голове – убор типа короны с рогами. Ее окружают с двух сторон фигуры крылатых орлиноголовых грифонов.
Левая сторона накладки образована двумя квадратными пластинками, украшенными изображениями синкретических существ, стоящих в так называемой геральдической позе (друг напротив друга, прижавшись лапами). С правой стороны к накладке были приклепаны две круглые бляхи, на каждой из которых представлен один антропоморфный персонаж, стоящий в окружении двух грифонов. Идентификация этих двух персонажей (судя по коронам – они тоже божества) пока затруднительна.
Предстоит еще длительная работа по изучению и истолкованию столь необычных божественных фигур. Тем не менее в наши представления о скифских религиозных верованиях внесен заметный вклад: во-первых, на одном предмете изображено сразу несколько божеств; во-вторых, это первый случай подобной находки так далеко на северо-восток от основных центров Скифии – на Среднем Дону.
В.И. Гуляев, С.А. Володин, А.А. Шевченко
Источник информации и фото: пресс-служба Института археологии РАН