На индивидуальность грызунов влияет социальная среда и активность дофаминных нейронов, уверены французские ученые.

Индивидуальность не является исключительной чертой людей. Хотя эта идея была ранее опровергнута биологами, сегодня принято считать, что индивидуальность встречается у всех видов животных. Она проявляется в любом отклонении в поведении среди особей одного вида, которые относительно стабильны на протяжении долгого времени. Хотя индивидуализация обусловлена генетикой и развитием, исследователи подтвердили, что у мышей выделяются отдельные «личности» - на это влияет социальная среда и активность некоторых нейронов.

Чтобы прийти к такому выводу, ученые из Университета Сорбонны, Национального центра научных исследований Франции и Национального института здоровья и медицинских исследований изучали жизнь мышей, которые обитали в специальном экспериментальном «доме» под названием «Souris City» (Souris по-французски – «мыши»). В этом «мышином доме» находятся два общих жилых пространства для грызунов и «комната» для эксперимента, где мыши проходят тест одна за другой без вмешательства человека.

Именно с помощью этого теста ученые выявили разные «личности» среди мышей. Мыши бежали по Т-образному лабиринту и им нужно было выбирать один из двух поворотов: первый путь вел к обычной воде, а другой – к подслащенной. Когда мыши сталкивались с выбором, появились две принципиально разные стратегии: некоторые грызуны часто меняли свой выбор, другие – почти никогда.

Тип поведения, выбранный каждым зверьком, коррелировал с активностью дофаминных нейронов, которые участвуют в принятии решений. Например, у тех мышей, которые чаще меняли свой выбор, эти нейроны вырабатывали дофамин менее активно, чем у других грызунов. Поэтому можно сказать, что индивидуальность у мышей обоснована биологически.

Чтобы понять роль социальной среды в развитии разных «личностей» у мышей, исследователи продолжили эксперименты, изменив состав групп в «Souris City». В одной группе оказались те животные, которые редко меняли стороны, а в другой – те, которые чередовали оба пути. Через несколько недель роли перераспределились в обеих группах: некоторые мыши, которые редко меняли свой выбор, стали более предприимчивыми в своей новой группе, и наоборот.

Кроме того, такое изменение поведения коррелировало с изменением активности образования дофамина у мышей. Эти результаты свидетельствуют о том, что механизмы принятия решений, поведенческие модели и уровни активности в нервных системах животных до конца еще не изучены и что они меняются в соответствии с социальной структурой, в которой развивается каждая особь.

Тот факт, что социальная среда способствует различиям между людьми, очень важен кже участвуют в развитии психиатрических патологий, таких как наркомания. Понимая, как работает механизм индивидуализации у животных, ученые смогут создавать модели, чтобы проверить, как социальная среда влияет на уязвимость человека к наркотикам.

[Фото: EurekAlert]