К северу от Москвы на берегу Волги* расположен один из самых молодых городов России — Дубна. Статус города ей присвоили только 24 июля 1956 г. (тогда город назывался Дубно). Спустя несколько месяцев границы города расширились за счет включения в его состав поселка Большая Волга и деревень: Александровка, Козлаки, Ново-Иваньково, Юркино, Ратмино. В 1958 г. город Дубно был переименован в Дубну. Спустя четыре года соседствующие города Дубна и Иваньково были объединены в один населенный пункт.

«Научная» история города берет начало в 1947 г., когда по инициативе руководителя советского атомного проекта Игоря Курчатова на правом берегу Волги недалеко от деревни Ново-Иваньково началось строительство синхроциклотрона — крупнейшего в мире ускорителя заряженных частиц. Он был запущен в 1949 г. Именно это и было причиной появления будущего наукограда Дубны, изначально — жилого поселка. Дубнинский историк Л.Л. Зиновьева отмечала в публикациях: «3 августа 1946 года по инициативе И.В. Курчатова правительством Советского Союза было принято Постановление о строительстве ускорителя протонов, получившего в дальнейшем название “синхроциклотрон”. Поскольку эта работа проводилась в рамках создания атомной бомбы, то она осуществлялась в режиме строжайшей секретности. Согласно постановлению, местом строительства нового ускорителя и лаборатории при нем стал район Иваньковской ГЭС в Калининской области на правом берегу Волги на свободной территории вблизи деревни Ново-Иваньково. К строительству приступили в октябре 1946 года. В целях секретности строящийся объект был назван Гидротехнической лабораторией (ГТЛ)».

На базе Гидротехнической лаборатории в 1953 г. был образован Институт ядерных проблем АН СССР. В марте 1956 г. в Дубне заработал Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ), что во многом обусловило дальнейшее развитие молодого города. Основа фундаментальной науки ОИЯИ — проекты, связанные с крупными экспериментальными установками: единственным в Европе и Азии сверхпроводящим ускорителем ядер и тяжелых ионов — нуклотроном; циклотронами тяжелых ионов У-400 и У-400М с рекордными параметрами пучков для проведения экспериментов по синтезу тяжелых и экзотических ядер; уникальным нейтронным импульсным реактором ИБР-2, используемым для исследований по нейтронной ядерной физике и физике конденсированных сред; ускорителем протонов — фазотроном, предназначенным для лучевой терапии. И, наконец, крупнейший проект ОИЯИ — NICA (Nuclotron based Ion Collider fAcility) — новый ускорительный комплекс для изучения свойств плотной барионной материи. После того как коллайдер NICA будет запущен, специалисты института смогут воссоздать в лабораторных условиях особое состояние вещества, в котором пребывала наша Вселенная первые мгновения после Большого Взрыва, — кварк-глюонную плазму (КГП).

ОИЯИ принимает деятельное участие в крупных международных проектах (LHC, FAIR, XFEL), исследовательских программах на ускорителях RHIC и Тэватрон (США). Весом вклад института в проект Большого адронного коллайдера (LHC), его техническое усовершенствование, получение новых физических данных. Одно из значительных достижений – открытие бозона Хиггса на коллайдере в CERN.

В 2001 г. Дубна получила статус наукограда из-за расположенных на ее территории уникальных организаций научно-производственного комплекса, где проводятся фундаментальные научные исследования и разрабатываются инновационные технологии.

Л.Л. Зиновьева писала: «В момент образования города Объединенный институт ядерных исследований (ОИЯИ) был единственным градообразующим предприятием. Поэтому город Дубна родился исключительно как город физиков на базе международной фундаментальной науки, что сделало его уникальным в мире».

*К слову, Дубна – самый северный город Московской области и единственный расположенный на Волге.

Источники фото: Anatoliy Shostak on Unsplash