© РИА Новости / Антон Денисов

Ученые подведомственного Минобрнауки России Национального научного центра морской биологии им. А.В. Жирмунского Дальневосточного отделения РАН получили новые данные о нейрохимической организации глазных стеблей красного королевского краба. Полученные результаты важны для развития аквакультуры ценного промыслового объекта, поскольку позволят ученым корректировать гормональную регуляцию роста и развития, нереста и линьки у коммерчески ценных видов ракообразных.

«При изучении самцов камчатского краба, обитающих в северо-западной части Тихого океана, в нейроэндокринном центре глазных стеблей впервые обнаружены такие нейротрансмиттеры, как дофамин, серотонин и ацетилхолин. Эти вещества могут действовать как локальные модуляторы и участвовать в регуляции секреции нейрогормонов в глазных стеблях ракообразных. Кроме того, они участвуют в синтезе и высвобождении пептидных гормонов», – сообщили исследователи.

По мнению биологов, хоть нервных скоплений обнаружено очень немного, но имеющиеся нервные пучки генерируют сложную комбинацию гормонов и средств связи между нервными клетками. Именно этим опосредованы сложное поведение и даже каннибализм крабов.

Дальнейшие исследования и понимание специфических деталей строения и нейрофизиологии королевского краба смогут снизить количество проблем при регуляции популяции краба в естественной среде.

Красный королевский краб (Paralithodes camtschaticus Tilesius) является коммерчески ценным видом, относящимся к надотряду Anomura отряда Decapoda. Он обитает в Беринговом, Японском и Охотском морях, а также в северной части Тихого океана от полуострова Камчатка до Аляски. Помимо промысловой ценности королевский краб – это уникальный объект для нейробиологических исследований, поскольку сложное пищевое поведение, процессы линьки, каннибализма, скорость роста и другие физиологические процессы зависят напрямую от уровня синтеза специфических гормонов и нейромедиаторов.

Работа выполнена при поддержке Российского научного фонда. Исследования проводилась на площадках Дальневосточного центра электронной микроскопии и оптической исследовательской группы ИБР РАН и Инструментального центра биотехнологии и генной инженерии ФНЦЭАТБ ДВО РАН. https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC9024244/