Анализируя трехмерные карты форм и размеров близлежащих молекулярных облаков, астрономы обнаружили гигантскую полость в космосе, - пишет eurekalert.org.

Сферическая пустота, описанная сегодня в Astrophysical Journal Letters, охватывает около 150 парсеков - почти 500 световых лет - и расположена на небе среди созвездий Персея и Тельца. Исследовательская группа, базирующаяся в Центре астрофизики Гарварда и Смитсоновского института считают, что полость образовалась древними сверхновыми звездами, которые взорвались около 10 миллионов лет назад.

Таинственная полость окружена молекулярными облаками Персея и Тельца - областями в космосе, где образуются звезды.

«Сотни звезд образуются или уже существуют на поверхности этого гигантского пузыря, - говорит Шмуэль Биали - научный сотрудник Института теории и вычислений (ITC) Центра астрофизики (CfA), который руководил исследованием. - У нас есть две теории: либо одна сверхновая взорвалась в центре этого пузыря и вытолкнула газ наружу, образуя то, что мы теперь называем «сверхоболочкой Персея-Тельца», либо серия сверхновых, возникшая в течение миллионов лет, создала ее с течением времени».

Открытие предполагает, что молекулярные облака Персея и Тельца не являются независимыми структурами в космосе. Скорее, они образовались вместе из одной и той же ударной волны сверхновой. «Это демонстрирует, что, когда звезда умирает, ее сверхновая звезда генерирует цепь событий, которые в конечном итоге могут привести к рождению новых звезд», - объясняет Биали.

Трехмерная карта пузыря и окружающих облаков была создана с использованием новых данных Gaia - космической обсерватории, запущенной Европейским космическим агентством (ESA). Описание того, как именно анализировались трехмерные карты молекулярных облаков Персея и Тельца и других близлежащих облаков, появилось в отдельном исследовании, опубликованном сегодня в Astrophysical Journal (ApJ). В обоих исследованиях используется реконструкция пыли, созданная исследователями из Института астрономии Макса Планка в Германии.

Карты представляют собой первые трехмерные диаграммы молекулярных облаков. Предыдущие изображения облаков были ограничены двумя измерениями.

«Мы могли видеть эти облака десятилетиями, но никогда не знали их истинной формы, глубины или толщины. Мы также не были уверены, насколько далеко были облака, - говорит Кэтрин Цукер, научный сотрудник CfA, руководившая исследованием ApJ. - Теперь мы знаем, где они находятся, с точностью всего 1%, что позволяет нам различить эту пустоту между ними».

«Есть много разных теорий о том, как газ перестраивается, образуя звезды, - объясняет Цукер. - В прошлом астрономы проверяли эти теоретические идеи с помощью моделирования, но это первый раз, когда мы можем использовать реальные, а не смоделированные трехмерные изображения, чтобы сравнить теорию с наблюдениями и оценить, какие теории работают лучше всего».

Новое исследование знаменует собой первый раз, когда журналы Американского астрономического общества (AAS) публикуют астрономические визуализации в дополненной реальности. Ученые и общественность могут взаимодействовать с визуализацией полости и окружающих ее молекулярных облаков, просто отсканировав QR-код на бумаге с помощью своего смартфона.

«Вы можете буквально заставить Вселенную парить над кухонным столом», - говорит профессор Гарварда и астроном CfA Алисса Гудман - соавтор обоих исследований и основательница клея, программного обеспечения для визуализации данных, которое использовалось для создания карт молекулярных облаков.

Гудман называет новые публикации примерами «исследований будущего» и считает их важными шагами на пути к интерактивности и воспроизводимости науки, которые AAS взяли на себя в 2015 году в рамках своих усилий по модернизации публикаций.

«Нам нужны более богатые записи о научных открытиях, - говорит Гудман. - И текущие научные статьи могли бы быть намного лучше. Все данные в этих статьях доступны в Интернете на сайте Dataverse Гарварда, так что каждый может опираться на наши результаты».

Гудман предвидит будущие научные статьи, в которые будут регулярно добавляться аудио, видео и улучшенные визуальные эффекты, что позволит всем читателям легче понять представленное исследование. Она говорит: «Подобные трехмерные визуализации могут помочь как ученым, так и общественности понять, что происходит в космосе, а также мощные эффекты сверхновых».