Примерно два - три миллиона лет тому назад примат прошел путь от леса до саванны. Это привело к тому, что у примата ноги стали длинными, развились сильные мускулы, а ступы стали более широкими. У них совершенствовалась система потоотделения. Это позволило примату не перегреваться под жарким африканским солнцем.

Примерно в то же самое время, согласно недавнему исследованию, произошла мутация в одном единственном гене, именуемом CMAH, получившим распространение у всех разновидностей приматов.

В настоящее время эта идея поддержана опытами на мышах и позволила сделать вывод, что незначительное изменение гена могло бы быть полезным для людей, дать им возможность покрывать большие расстояния и удачно охотиться.

Биолог Аджит Варки из Университета Калифорнии, Сан-Диего, считает, что мутация не затронула полностью пассивный ген CMAH.

Варки задался вопросом, что, если было какое-то звено между данным генетическим явлением и врожденной способностью покрывать бегом большие расстояния. Поскольку все люди имеют одинаковый атрофированный ген, Варки не смог просто сравнить способность людей к бегу с различным его толкованием. Он потратил годы, изучая разводимых мышей в надежде получить ту же самую инактивацию CMAH, как и у людей, чтобы заглянуть в природу диабета, рака и мышечной дистрофии. Работа Варки дала основание считать, что имеется связь между утратой CMAH и биологией мышц, но ему требовались доказательства.

“В течение приблизительно 10 лет я пробовал убедить  кое-каких сотрудников моей лаборатории помещать этих мышей в испытательный стенд с беговыми барабанами,”- говорит Варки. Когда он наконец провел свой эксперимент, каково же было его удивление (он посчитал это за чудо), мыши безо всякой тренировки, [мыши, лишенные CMAH] бежали в полтора раза лучше.) Мускулатура грызунов -  особенно мышц задних конечностей - потребляли кислород более эффективно и не так быстро уставали. Результаты работы были опубликованы в сентябре в Слушаниях Британского Королевского Общества.

В 2004 году биолог Гарвардского Университета Дэниел Либерман выдвинул гипотезу что бег — в противоположность прямо хождению – сыграл ведущую роль в человеческом развитии. Либерман, который не принимал участия в новом эксперименте на мышах, говорит, что это проделанная работа - “первое действительно хорошее, осторожное генетическое исследование, которое соответствует нашим предсказаниям” о роли бега в развитии современных людей.

Открывающее фото: Авторское право : maridav