Комплексное исследование погребения с некрополя Ростовского городища (вторая половина VI — начало VII века н. э.) провели сотрудники Южного федерального университета. Главной особенностью данного погребения является сочетание признаков эпохи Великого переселения народов и изделий в геральдическом стиле, что является редким явлением для этого региона, особенно в контексте донской археологии. Кроме того, были получены данные генетического анализа, которые пролили свет на происхождение погребенного – его генетические маркеры указывают на азиатские корни, что соответствует общим историческим процессам Великого переселения народов.
Научная группа лаборатории «Идентификация объектов биологического происхождения» Академии биологии и биотехнологии ЮФУ под руководством д.б.н., профессора Игоря Корниенко и к.б.н. Ольги Арамовой совместно с д.и.н., заведующим кафедрой археологии и истории древнего мира Евгением Вдовченковым опубликовала важные результаты исследования, раскрывающие тайны раннего Средневековья.
Погребение, которое стало объектом исследования, относится к периоду конца VI — начала VII вв. н. э., было найдено на некрополе Ростовского городища, расположенного на территории современного города Ростова-на-Дону (район ул. Станиславского/Чехова) археологом, выпускником ИИМО ЮФУ и сотрудником «Южархеологии» Александром Подорожным. Особенность этого захоронения заключается в том, что его можно соотнести с мигрантами с Востока, а конкретнее, с культурной группой типа Суханово, которую предположительно связывают с тюркоязычными кочевниками утигурами, господствующими в Подонье после победы над кутригурами — с середины VI в. до начала VII в. Ее признаки: отсутствие инвентаря (найдены только поясная гарнитура и обувные пряжки, и следы деревянной миски), костяк коня рядом с погребенным, северная ориентировка, возможное использование савана, о чем можно судить по плотно прижатым рукам и ногам погребенного. Предположительно эту культурную группу можно соотнести с тюркским народом утигурами, кочующим, по данным византийских авторов, в это время в Подонье.
«Согласно результатам генетического анализа, в митохондриальной ДНК была идентифицирована гаплогруппа D4q*, что указывает на происхождение погребенного из Восточной и Юго-Восточной Азии, с возможными связями с современными народами Тибета и Киргизии. Это подтверждается и данными исследования аутосомной ДНК, которые показывают высокое сходство с современными популяциями Восточной Азии», – рассказала Ольга Арамова.
Ученые реконструировали фенотип погребенного, определив темный цвет кожи, глаз и волос. Исследования химического состава предметов погребального инвентаря (в том числе покрытия на металлических деталях поясной гарнитуры) также позволили выявить уникальные аспекты, связанные с культурой этого индивида.
Исследование было выполнено сотрудником Международного исследовательского института интеллектуальных материалов (МИИИМ) ЮФУ Олегом Положенцевым методом микрорентгенофлуоресцентного анализа.
«Геральдическая гарнитура, покрытая золотой фольгой и выполненная из свинца, является уникальной находкой для Ростовского городища. Свинец, использованный для изготовления части украшений, скорее всего, был более доступным и дешевым материалом, чем серебро, что может свидетельствовать о том, что погребенный не принадлежал к высшему слою общества. Тем не менее наличие золотого покрытия на некоторых элементах украшений указывает на его достаточно высокий статус, что заставляет пересматривать привычные представления о социальных структурах того времени», – поделился д.и.н., заведующий кафедрой археологии и истории древнего мира Евгений Вдовченков.
По словам исследователей, тюрки-мигранты с востока, включая утигуров, господствовали в степной зоне в этот период. Таким образом, принадлежность этого погребенного к утигурам вероятна, но настаивать на этом вряд ли возможно, учитывая ограниченное количество погребений этого времени, а также, что более важно, специфику археологических источников.
Говоря о социальном статусе, погребенный, скорее всего, не принадлежал к высшей элите, хотя и не был бедняком, поскольку традиции погребального обряда этой культурной традиции не предполагали захоронение обычного человека с лошадью в конском снаряжении, с оружием и ценной посудой. Интересным моментом является также деформация черепа погребенного, которая свидетельствует о сохранении некоторых традиций, пришедших с сармато-аланского мира. Эти элементы указывают на преемственность между различными эпохами и культурами, которые существовали на территории Нижнего Дона.
Что это за традиция? Как объясняют ученые, ее принесли сарматы с востока еще в первые века нашей эры. Младенцам делали обвязку черепа, чтобы он приобретал вытянутую форму (известно несколько вариантов такой обвязки). Это была традиция определенной группы, весьма благополучной, поскольку антропологические исследования показывают, что погребенные с деформированным черепом жили дольше, чем без деформации. Эта традиция известна в степной зоне, на меотских городищах и в Танаисе, но в этих поселениях она определяется присутствием на них сарматов. В эпоху Великого переселения народов кавказские аланы и сарматы распространили эту традицию, сделав её престижной, что может объяснить её использование этим погребённым.
Комплексный и междисциплинарный подход ученых ЮФУ позволил не только уточнить миграционные потоки в эпоху раннего Средневековья, но и дал уникальные данные о смешении культур и этнических групп в период Великого переселения народов. Подобные исследования становятся важным вкладом в реконструкцию этногенетической истории Юга России и позволяют более точно понять, как различные народности влияли на формирование населения региона.
«Это погребение очень ярко обрисовывает специфику эпохи Великого переселения народов, переходной между сарматской эпохой (II в. до н.э. – IV в. н.э.) и временем Хазарского каганата (вторая половина VII - X вв. н.э.). У нас не так много погребений с изделиями в геральдическом стиле, и то, что удалось провести его комплексное исследование с помощью археологов, генетиков и физиков, дало нам важную и комплексную информацию о прошлом нашего региона», – подытожил Евгений Вдовченков.
В настоящее время Олег Положенцев и Евгений Вдовченков анализируют поверхность костей для того, чтобы определить краску, использованную для савана, но это исследование еще не закончено. Первые результаты проекта опубликованы в журнале «Материалы по археологии и истории античного и средневекового Причерноморья».
Информация и фото предоставлены пресс-службой ЮФУ
Источник фото: ЮФУ