Исследователи Сибирского федерального университета (СФУ) предложили методику расчёта скорости автомобиля в момент внезапного торможения. Эта разработка поможет выявить причины ДТП наиболее объективно, основываясь не на оценке очевидцев, а на законах физики. Результаты работы учёные опубликовали в журнале Transport Problems – рассказывает пресс-служба СФУ.

Профессор кафедры транспорта СФУ Валерий Ковалёв, принявший участие в разработке, называет ДТП «непрекращающейся «эпидемией» на дорогах всего мира». По его словам, разработанная методика позволит избежать «ловушек» несовершенного человеческого восприятия очевидцев при выявлении обстоятельств ДТП, поможет восстановить события и стать доказательством при установлении истины по делу о ДТП.

Такого же мнения и его коллега, профессор кафедры транспорта Политехнического института СФУ Игорь Блянкинштейн, отмечая, что существующие методики для определения скорости транспортного средства основываются на расчете по следам торможения, а при их отсутствии – на оценке со слов очевидцев. Не всегда полученные данные соответствуют действительности, а новый метод, как предполагают исследователи, поможет решить эту задачу.

«Мы предлагаем научно-практический метод расчёта скорости автомобиля на момент внезапного торможения и определения динамики движения вплоть до его полной остановки. Этот метод лишён субъективности (как в случае визуального восприятия события очевидцами) и даёт результаты более точные, чем дорожный эксперимент – ведь моделирование ДТП, как правило, осложняется разными технико-эксплуатационными свойствами транспортных средств, используемых в испытании. В сущности, мы предлагаем строить модель происшествия, основываясь исключительно на законах физики», – комментирует Игорь Блянкинштейн.

В ходе исследования Сибирские учёные в качестве исходных данных использовали расстояние перемещения от момента торможения до полной остановки, вес автомобиля, размеры базы и колеи, коэффициент сцепления шин с дорогой в продольном и поперечном направлениях. В результате было выявлено, что скорости автомобиля, рассчитанные по разработанному ими методу, практически совпадают со скоростями, определенными путем компьютерного моделирования.

Подготовлено по материалам пресс-службы СФУ