Павел Сергеевич Александров  профессор, доктор математических наук, академик АН СССР. Он стоял у истоков топологии  науки о качественных свойствах геометрических фигур, которые сохраняются при непрерывных деформациях, таких, например, как растяжение, сжатие или изгибание. Его работы сыграли большую роль в развитии отечественной математики и повышении ее международного престижа.

Интерес к науке П.С. Александров проявил еще с детства. В 1913 г. под влиянием своего гимназического учителя математики А.Р. Эйгеса он поступил на математическое отделение Московского университета. Там он стал учеником известного математика Н.Н. Лузина, с помощью которого раскрыл свои недюжинные математические способности: ему удалось решить задачу о мощности борелевских множеств, поставленную ему Лузиным, и построить в связи с этим так называемую А-операцию.

Прожив три года после окончания МГУ в Чернигове, в 1920 г. П.С. Александров вернулся в Московский университет, где начал читать курс теории функций вещественного переменного и первый курс общей топологии. В 1929 г. он стал профессором, а в 1934 г. защитил докторскую диссертацию. Основным направлением его научной деятельности уже тогда стала топология, по которой им написано свыше 200 трудов. Он развил методы комбинаторного исследования общих топологических пространств, доказал ряд основных законов топологической двойственности. В 1925 г. дал окончательную форму аксиоматики топологического пространства.

Совместно с коллегой П.С. Урысоном П.С. Александров создал теорию бикомпактных пространств, введя понятие «бикомпакта» и выяснив самые существенные его свойства. Он существенно развил теорию размерности, разработал методы комбинаторного исследования множеств и пространств общей природы, доказал основной закон двойственности. В своих работах ученый показал, что в классе регулярных пространств бикомпактность тождественна абсолютной замкнутости, что позволило вывести теорему о непрерывных разбиениях, порождаемых непрерывными отображениями бикомпактов в хаусдорфовы пространства.

П.С. Александров активно занимался педагогической, общественной и административной деятельностью. Он руководил кафедрой высшей геометрии и топологии в МГУ, заведовал отделением математики МГУ, возглавлял отдел общей топологии Математического института Академии наук СССР им. В.А. Стеклова. П.С. Александров был членом редколлегий нескольких ведущих математических журналов, главным редактором журнала «Успехи математических наук». В 1935 г. он был в числе первых организаторов Московской математической олимпиады для школьников. В 1929 г. его избрали членом-корреспондентом Академии наук СССР, а в 1953 г. — ее действительным членом.

П.С. Александров вел активную международную деятельность. Он взаимодействовал с Давидом Гильбертом, Лейтзеном Брауэром, Феликсом Хаусдорфом, Хайнцем Хопфом, Рихардом Курантом и многими другими зарубежными коллегами, с 1958 по 1962 г. занимал должность вице-президента Международного математического союза. Ученый был членом Геттингенской академии наук, Австрийской академии наук, Академии «Леопольдина» в Галле, Польской академии наук, Академии наук ГДР, Национальной академии наук США, членом Американского философского общества в Филадельфии, почетным доктором Берлинского университета им. Гумбольдта, почетным членом Голландского математического общества.

Павел Сергеевич Александров умер 16 ноября 1982 г. в Москве.

Материал подготовлен по открытым источникам