Ученые под руководством Соруша Восуги (Soroush Vosoughi) из Массачусетского технологического института (США) проанализировали более 126 тысяч англоязычных недостоверных новостей, опубликованных в твиттере в период с 2006 по 2017 год. Оказалось, что такие новости вне зависимости от тематики люди видят в десять раз чаще, чем правдивые. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Science.

Всего исследователи изучили более 4,5 миллионов записей в социальной сети. Они разделяли новости на реальные и фальшивые, основываясь на информации шести независимых организаций по проверке фактов.

Удалось установить, что в среднем одну фейковую новость видят от 1000 до 10000 человек, новости же истинные обычно получают охват не более 1000 читателей. Ложные новости распространяются быстрее, причем вне зависимости от их тематики, а основной вклад в распространение вносят реальные пользователи, а вовсе не боты, как иногда считают.

Ученые также проанализировали комментарии к фальшивкам в социальной сети и выяснили, какие эмоции они вызывают у читателей. Чаще всего, это страх, отвращение и удивление. Правдивые новости чаще связаны с эмоциями радости и печали. Что касается тем, то самая популярная тема для фейков — политика. Много недостоверной информации касается также бизнеса, науки, природных катастроф, терроризма.

[Иллюстрация: изображение Peter Beshai; данные Soroush Vosoughi, Deb Roy и Sinan Aral]