Христофор Клавиус с циркулем в правой руке, армиллярной сферой на столе рядом с ними астролябией на стене. Изображение сделано в 1609 году Франческо Вилламеной, ведущим гравером в Риме

Христофор Клавиус с циркулем в правой руке, армиллярной сферой на столе рядом с ними астролябией на стене. Изображение сделано в 1609 году Франческо Вилламеной, ведущим гравером в Риме

484 года назад родился немецкий математик, астроном и разработчик григорианского календаря

Клавиус вырос во Франконии – исторической области на юго-западе Германии. В 1556 году Христофор Клавиус отправился в Коимбрский университет в Португалии. В 1560 году он переехал в Рим и начал изучать теологию в римском колледже Коллегио Романо. С 1564 и вплоть до своей смерти Клавиус преподавал в этом колледже математику.

Однажды Христофор наблюдал полное солнечное затмение. Это явление настолько поразило его, что он решил связать свою жизнь с астрономией. В своих астрономических книгах Клавиус выступал против общепризнанной сегодня системы Коперника. Почти до конца своей жизни он оставался приверженцем геоцентрической системы мира, разработанной Птолемеем. Согласно этому представлению, неподвижная Земля находится в центре Вселенной, а все небесные тела движутся вокруг нее. Несмотря на это заблуждение, ученый внес свой вклад в создание календаря, которым большинство стран пользуется по сей день.

Старый юлианский календарь был установлен указом Юлия Цезаря в 45 году до нашей эры. Система юлианских лет и високосных годов грубо округляла количество дней астрономического года, поэтому даты важных христианских праздников сместились и не совпадали с временами года. Тогда в 1579 году папа римский Григорий XIII поручил Христофору Клавиусу провести реформу календаря. 

Христофор Клавиус вместе с помощниками разработал систему летоисчисления на основе идей календарной реформы Алоизия Лилиуса. В 1582 году папа Григорий XIII провозгласил новый календарь, названный "григорианским" в его честь. 

Хотя помимо разработки календаря Клавиус не сделал важных открытий, он написал широко используемые учебники и успешно работал над внедрением математических учебных программ в иезуитских колледжах в то время, когда важность математики в естествознании широко недооценивалась.

Источники: 

The Galileo Project

Society of Catholic Scientists