Вопросы, касающиеся этнокультурного облика современной России обсуждали в минувшую пятницу члены круглого стола в МИА «Россия сегодня». Одним из спикеров, представляющих Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН стал  научный руководитель ИЭА РАН, академик РАН Валерий Тишков.

Крупный научный проект по изучению этнокультурного и религиозного многообразия России был реализован ИЭА РАН в 2015-2017 годах. Главные вопросы, на которые хотели ответить ученые, касались меняющейся этнической демографии и идентичности народов в постсоветский период и в современное время. Исследования проводились на грант Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).

Прежде всего ученые пришли к выводу, что сам по себе фактор полиэтничности страны не связан напрямую с риском для ее стабильности. При качественном управление государством мир и согласие между народами вполне возможны. Это, кстати, доказывают положительные примеры Индии и Индонезии, в которых проживает большее количество разных народов, чем у нас.

   В результате исследования выяснилось, что несмотря на внутренние и внешние миграции и ассимиляцию, состав и соотношение основных этнических общностей (народов) в целом  в нашей стране сохраняются на длительном историческом отрезке времени. К примеру, этническая структура россиян с численным доминированием русских. которые по-прежнему являются основным доминирующим народом нашей страны — его численность составляет 80%, как было в 1991 году. «Эта цифра не изменится еще в ближайшие несколько десятилетий, если не произойдет каких-то непредсказуемых драматических изменений», - сказал Валерий Тишков.

Что касается других национальностей, то примерно такая же стабильность (без заметно роста и падения) наблюдается у татар и башкир. Немного хуже обстоят дела на Поволжье, где коренные народы, такие, как мордва и марийцы больше ассимилируются с русскими, и потому роста их этносов не наблюдается.  Иначе обстоят дела у тюркских народностей, выходцев с Северного Кавказа. Если в 2010-м году их доля среди россиян составляла 10,4%, то уже к 2020 году, согласно статистике, их будет уже 13%, а к 2030-му году — 14,5%.  Однако ничего драматического в таком росте специалисты пока не видят. Основным минусом они считают растущую моноэтничность титульного населения отдельных республик, к примеру, Чечни, Ингушетии на Кавказе и Тувы, Бурятии, Хакасии, Алтая на территории Южной Сибири. Там наблюдается очень активный отъезд русскоязычного населения. В будущем, по мнению ученых, такая обособленность может стать источником изоляционизма или даже сепаратизма, а также  экономической и культурной стагнации в данных республиках.

К особым рискам отнесли специалисты образование в центральных регионах преимущественного проживания русского населения «феномена пригорода» в форме массивов массовой многоэтажной застройки с приезжим населением, часто иноэтничным по отношению к местным жителям. Особые риски данного процесса вызваны возможными конфликтами двух групп населения  с разными жизненными укладами.

В то же время исследование религиозной ситуации подтвердило факт в основном бесконфликтного сосуществования в России традиционных конфессий и лидирующей роли Русской православной церкви.