Если ребенок испытывает проблемы с речью, прежде всего необходимо обратить внимание на его физическое развитие. К таким выводам пришли в результате исследования специалисты развивающего центра «ЛогоМеридиан» Российского нового университета. О своем многогранном подходе к работе с особенными ребятами сотрудники центра рассказали на пресс-завтраке по теме «Реабилитация детей с ДЦП и другими нарушениями опорно-двигательной системы», прошедшем 21 мая в учебном корпусе РосНОУ на Авиамоторной. Логопеды и дефектологи представили результаты анализа проблем своих юных пациентов и познакомили слушателей с упражнениями, выработанными на базе «ЛогоМеридиана», помогающими многосторонне развивать детей с ограниченными возможностями.
Статистикой, указывающей на связь между проблемами с речью и физическим развитием детей, поделилась научный руководитель «ЛогоМеридиана», доцент кафедры специального дефектологического образования Гуманитарного института (ГИ) РосНОУ, кандидат педагогических наук, практикующий логопед Снежана Юрьевна Танцюра.
«Наше исследование охватывало детей в возрасте от двух с половиной до семи лет. В основном это были дети с нарушением речи: с задержкой речевого развития, заиканием, системным недоразвитием речи. И среди этих детей я выделила еще одну большую группу отставаний — в моторной сфере, в области общей мелкой моторики, то есть нарушений физического развития. <…> Кроме того, мы обратили внимание, что где-то половина детей в нашем исследовании, то есть около 25 детей из 50, в четыре года ходят в памперсе, то есть навыков самообслуживания у них практически тоже нет. И это влияет на поведение. Если ребенок не умеет говорить и обслуживать себя, его поведение тоже оказывается нарушено», — объяснила С.Ю. Танцюра.
Научный руководитель «ЛогоМеридиана», доцент кафедры специального дефектологического образования Гуманитарного института РосНОУ Снежана Юрьевна Танцюра.
Фото: Анастасия Жукова / «Научная Россия»
В связи с этим «ЛогоМеридиан» развивает проект на базе РосНОУ, главная идея которого заключается в том, что прежде, чем ставить ребенку речь, нужно помочь ему справиться с сенсорными дисфункциями, попутно подготавливая его к работе с логопедом.
«Мы выделили <…> три домена, которые используем в своей работе: функцию артикуляции, функцию речи и функцию мышечного тонуса. Это основы, на которых мы выстраиваем наши интегративные занятия с детьми», — пояснила С.Ю. Танцюра.
Эксперты программы — первый проректор РосНОУ, доктор педагогических наук Елена Владиславовна Лобанова, ректор Российской академии медико-социальной реабилитации, доктор медицинских наук Фарид Анасович Юнусов и проректор Российской академии медико-социальной реабилитации, доктор медицинских наук Инна Евгеньевна Лукьянова.
«На что мы обращаем внимание? Прежде всего, может быть изменен мышечный тонус ребенка. В результате он постоянно хочет чем-то себя занять, не сидит на месте, быстро устает, начинает раскачиваться, выполнять стереотипные движения. <…> Ребенок не может концентрировать внимание, и, следовательно, я как логопед не могу поставить ему звуки, потому что он невнимателен и меня не слышит <…>, — подчеркнула С.Ю. Танцюра. — Если у ребенка не работает либо нарушена какая-то из сенсорных функций, то он страдает от проблем с поведением, речью и движением. <…> То есть наша задача не сразу поставить звук и речь, развить разные функции, а, прежде всего, научить ребенка сохранять равновесие, совершать движения».
По результатам этой работы «ЛогоМеридиан» выпустил книгу «Сенсорная интеграция детей с ОВЗ», где представлены физические упражнения, помогающие подготовить особенных ребят к развитию речи и коммуникабельности. Авторы издания — сама С.Ю. Танцюра, заместитель научного руководителя по общим вопросам центра, специалист по адаптивной и лечебной физкультуре Александр Робертович Аваков и координатор образовательных и реабилитационных программ по партнерству с медицинскими клиниками центра, старший преподаватель кафедры специального дефектологического образования ГИ РосНОУ, логопед и психолог Ольга Борисовна Сапожникова.
Координатор образовательных и реабилитационных программ по партнерству с медицинскими клиниками «ЛогоМеридиана» О.Б. Сапожникова знакомит слушателей с развивающими техниками центра.
Фото: Анастасия Жукова / «Научная Россия»
«Прежде чем говорить о речи и артикуляции, все-таки есть смысл начать с крупной моторики. <…> И прежде чем начать движение, нам надо сначала научиться ощущать себя как “точку отсчета”. <…> В то время как дети, с которыми мы работаем, испытывают некую неуверенность в ощущении самих себя», — подчеркнула Ольга Борисовна Сапожникова.
Представители центра показали несколько упражнений, позволяющих развивать детей с ограниченными возможностями и речевыми проблемами. Для работы с юными пациентами используются специальные маты с разными рисунками, мячи, платформы для удержания равновесия, доска для профилактики плоскостопия, канаты, в некоторых заданиях детей просят сопровождать движения определенными звуками. Все это помогает реабилитировать детей с разных сторон. Например, занятие с мелкими мячиками — это не только развитие мелкой моторики, влияющей на формирование речи, но и возможность «тренировки» обоих полушарий мозга, так как ребенок может одновременно работать двумя руками. Специалисты поделились еще одним важным выводом: оказалось, что детям интереснее выполнять упражнения не на индивидуальных занятиях, а в компании со сверстниками.
Центр заинтересован в обучении молодых специалистов, проводит мастер-классы и семинары, активно сотрудничает с коллегами в регионах. Здесь реализуются три программы повышения квалификации. «ЛогоМеридиан» также планирует развивать экспериментальную площадку на базе Комплексного реабилитационно-образовательного центра Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие партнеры центра — клиника «Эхинацея», Владимирский информационно-методический центр, Российская академия медико-социальной реабилитации, Российская государственная детская библиотека. Как отметила С.Ю. Танцюра, новизна проекта заключается именно в межведомственной работе, позволяющей рассмотреть работу с особенными детьми с разных сторон.
«Наш принцип — развитие речи и движения совместно. И этот подход ляжет в основу нашей дальнейшей работы», — заключила С.Ю. Танцюра.
Новость подготовлена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ
Фото на превью и на странице: Анастасия Жукова / «Научная Россия»