Популяризация науки, привлечение молодежи в инженерию и космонавтику, искусственный интеллект: актуальные вопросы науки и образования обсуждали в пятницу в Российском новом университете. 14 февраля в РосНОУ прошел «Капишник 2.0» ― мероприятие, приуроченное ко дню рождения ученого и просветителя Сергея Петровича Капицы. Так в университете отметили День влюбленных в науку.  

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

 

В этом году Сергею Петровичу Капице могло бы исполниться 97 лет. А само название встречи «Капишник» ― это наследие его отца нобелевского лауреата П.Л. Капицы: так в Институте физических проблем РАН неформально называли регулярные семинары, которые проходили под его руководством.

«Сергей Петрович был представителем того круга людей, который на протяжении многих десятилетий определял интеллектуальную мощь нашей страны. Он сумел создать одну из самых популярных телепередач о науке ― “Очевидное ― невероятное”. Только человек с высшим уровнем интеллекта мог столь интересно вести разговор практически на любые темы ― от происхождения человека до последних достижений в области искусственного интеллекта. Эти передачи мотивировали не одно поколение на занятия научно-исследовательской деятельностью. Сегодня нашему обществу этого очень не хватает», ―сказала в приветственном слове президент Российской академии образования Ольга Васильева.

«14 февраля мы не зря уже давно отмечаем День влюбленных в науку. Сама жизнь и творчество Сергея Петровича ― ярчайшее свидетельство того, как интересна и активна жизнь человека, который посвятил себя делу служения науки. Сергей Петрович был чрезвычайно популярен не только в нашей стране, но и за рубежом. Причина этой популярности, прежде всего в том, что он был чрезвычайно развит интеллектуально. Я многократно наблюдал его беседы и с нобелевскими лауреатами, и с простыми людьми и всегда поражался и удивлялся, как тонко он умел вести дискуссию по любым, самым сложным темам», ― отметил ректор РосНОУ Владимир Зернов.

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

 

Обладает ли искусственный интеллект пониманием? Верят ли космонавты в существование неземного разума? Как привлечь молодежь в космическую отрасль и почему среди космонавтов нет гуманитариев? Чем художественные музеи отличаются от научно-технических? Эти вопросы обсудили участники «Капишника 2.0» в формате неформального круглого стола. Параллельно вопросы, вынесенные на живую дискуссию, задавали искусственному интеллекту.

Отдельное внимание уделили развитию общественного интереса к наукам и ее популяризации. Важно, чтобы дело С.П. Капицы было продолжено, а желающих заниматься математикой, физикой, биологией в России становилось больше. А одно из ключевых достижения С.П. Капицы в том, что представители ведущих научных школ регулярно появлялись на экране телевизора, демонстрируя достижения науки, объясняя, как разработки влияют на общество.

«В 1960-х гг. был прекрасный пример: когда нужно было привлечь людей к физике и математике, для них стали писать книги и снимать фильмы про то, как интересно исследовать звезды или ходить в тайгу и открывать там что-то новое. И таким образом дали молодежи того времени информацию к размышлению. Популяризацией науки можно заниматься через фильмы и книги <…>. Нам нужно в России делать такие вещи в полноформатном виде, заражая поколение наукой и технологией будущего», ― отметил президент компании «1T» Евгений Нежданов.

Профессиональную ориентацию надо закладывать не в момент, когда выпускники школ выбирают вуз, а гораздо раньше, отметил космонавт Андрей Борисенко. Он привел пример американских исследователей, которые пишут о том, что если ребенка в возрасте 10–15 лет очень сильно чем-то заинтересовать, то с большой вероятностью это станет его хобби или профессией. Надо создавать комплекс мероприятий для детей такого возраста.

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

Фото: Елена Либрик / «Научная Россия»

 

«Комплекс означает и фильмы, и книги, и музеи, и возможность дать ребенку, там где это возможно, прикоснуться своими руками к реальным образцам лучшей науки и техники. Дайте ребенку своими глазами посмотреть, как взлетает самолет, но не из пассажирского салона, а из кабины пилота. Дайте ребенку возможность посмотреть, как взлетает ракета-носитель на космодроме Байконур или на Восточном. Это может настолько поразить ребенка, что он может начать очень сильно интересоваться науками, которые окружают всю ракетно-космическую отрасль», ― сказал космонавт Андрей Борисенко.

В 2025 г. «Капишник 2.0» впервые за несколько десятилетий продолжил традицию П.Л. Капицы. А организаторы планируют проводить такие встречи ежегодно для обмена опытом, мнениями и обсуждения будущего науки и образования.