Что делает нас такими, какие мы есть? Душа или мозг? Современные ученые все больше склоняются к тому, что нашим поведением, эмоциональными реакциями, ощущениями от окружающего мира управляет мозг, и конкретно префронтальная кора, - пишет medicalxpress.com.

В медицинской практике есть немало примеров внезапных перемен в личности, вызванных повреждением префронтальной коры, в частности орбитофронтальной коры.

В 1848 году 25-летний Гейдж работал строителем в железнодорожной компании. В его функции входила сложная процедура взрывания скал с помощью взрывчатого вещества и железного стержня. В момент взрыва Гейдж отвлекся, заряд отклонился, и железный стержень пронзил его левую щеку, прошел сквозь мозг и вышел из головы на высокой скорости. Современные методы показали, что участок повреждения был частью его префронтальной коры. Гейдж упал на пол, но был в сознании. Его тело восстанавливалось быстро, но поведение изменилось в крайне противоположную сторону. Раньше хорошо воспитанный, уважаемый, умный человек, Гейдж стал безответственным, грубым и агрессивным. Он был небрежен и не мог принимать взвешенные решения. Женщинам рекомендовали не оставаться надолго в его компании, и его друзья едва узнали его.

Аналогичный случай произошел у создателя хронофотографии (прототип кинематографа) Эдварда Мейбриджа. В 1860 году дилижанс, в котором он ехал, попал в аварию. Эдвард Мейбридж получил черепно-мозговую травму в орбитофронтальной коре. Про аварию он ничего не помнил, но у него появились черты, совершенно несвойственные его прежнему «я». Он стал агрессивным, эмоционально неустойчивым, импульсивным. В 1874 году, застав жену с другим мужчиной, он убил его.

Возможно, еще более дискуссионной выглядит ситуация 40-летнего школьного учителя, который в 2000 году вдруг начал сильно интересоваться порнографией. Всячески пытаясь скрывать нездоровый интерес, пациент не мог противиться своим эмоциональным импульсам. Когда он начал домогаться своей молодой падчерицы, его изолировали и обвинили в педофилии. Позже у него обнаружили опухоль мозга, которая оказывала давление на орбитофронтальную коры, нарушая ее функцию. Симптомы исчезли с удалением опухоли.

Все эти случаи имеют одну общую черту: у пациентов были повреждены некоторые участки префронтальной коры, в частности, орбитофронтальной коры. Префронтальная кора участвует в управлении поведением, регулировании эмоций и адекватном реагировании. Поэтому неадекватное и криминальное поведение, психопатия, импульсивность связаны с повреждением этой области.

Изменения личности после травмы могут проявляться не так ярко, как в ситуациях, описанных выше. Человек становится агрессивным, подозрительным, беспокойным. Ему тяжелее строить и поддерживать отношения с людьми. Многие выжившие после травмы головного мозга страдают депрессией.

Ученые изобрели методы лечения, способные помочь пациентам с травмой головного мозга справиться с изменениями личности. Разработана программа BISEP («Решения для мозга и эмоций»), которая предназначена для групповой терапии. Особое внимание уделяется регулированию эмоций. Участники программы могут адаптировать ее под себя и использовать самостоятельно, чтобы научиться управлять своими эмоциями и поведением. Уже в первые дни использования программы были получены положительные результаты.

С точки зрения нейропсихологии, мы зависимы от мозга, а не от души. Повреждение префронтальной коры может изменить нашу личность и всю последующую жизнь. К счастью, появляются методы лечения, которые дают шансы на нормальное продолжение жизни с прежней способностью к адекватным эмоциональным реакциям.

[Фото: medicalxpress.com]