Наиболее ранние археологические свидетельства коневодства относятся к ботайской культуре эпохи медного века, процветавшей в центральноазиатских степях примерно 5500 лет назад. Однако вопрос точного времени и места одомашнивания лошадей остается спорным. К новым и неожиданным выводам пришли авторы статьи, опубликованной в журнале Science. Оказывается, одомашнивание лошадей могло произойти не в ботайской культуре, а лошади Пржевальского не были дикими.

Ученые прочли геномы 42 древних лошадей, включая 20 из Ботая. Сравнивая их с 46 уже доступными геномами древних и современных лошадей, они обнаружили, что домашние лошади, жившие в последние 4000 лет, унаследовали от предполагаемых ботайских предков только 2,7 процента генов. При этом ботайские лошади оказались родственны лошадям Пржевальского. Это привело к появлению неожиданной гипотезы: лошади Пржевальского не были по-настоящему дикими, как считалось до этого — это одичалые потомки лошадей, которых держали в Ботае. Если это так, то диких лошадей в современном мире уже нет.

Объясняя результаты своего исследования, ученые предлагают два варианта того, какой могла быть родословная домашней лошади. Согласно первому, ботайские конюхи расселились по другим частям Европы и Азии, и принадлежавшие им лошади скрестились с таким большим количеством диких видов, что от их оригинальной ДНК почти ничего не осталось. В итоге они не кажутся родственными ботайским, даже если на самом деле это так.

Согласно второму сценарию, ботайские лошади вымерли, и их заменили лошади, одомашненные где-то еще, что приводит к мысли о двух центрах одомашнивания (подобное происходило и в процессе одомашнивания собак, кошек и других животных). До конца уточнить ответ на этот непростой вопрос мешает недостаток образцов ДНК, датируемых от 4000 до 5000 лет назад. Однако ученые собирают новые генетические данные по мере их появления, а также пользуются методами, позволяющими косвенно проследить за родословной лошади, к примеру, анализируя древние ДНК людей — их миграция была взаимосвязана с миграцией одомашненных лошадей.

[Иллюстрация: Wild Wonders of Europe/Radisics/Minden Picture]