Команда ученых из Испании, Южной Африки, Швеции и Великобритании изучила окаменелые следы крупных амфибий, живших 250 миллионов лет назад, сообщает EurekAlert!. Результаты исследования, опубликованные в журнале PLOS ONE, показывают, что эти вымершие животные плавали так же, как крокодилы, задолго до того, как появились настоящие крокодилы.

В поздний пермский период, чуть более 250 миллионов лет назад, в Южной Африке жили темноспондильные ринезухиды – крупные хищные амфибии, похожие на крокодилов или больших саламандр. Эти вымершие животные известны в основном по останкам скелетов, но в этом исследовании ученые описывают набор окаменелых следов, которые дают представление о том, как перемещались эти животные.

Исследователи проанализировали семь отпечатков тела (следы покоя) и ряд следов хвоста (следы передвижения), которые, как предполагается, были оставлены ринезухидами длиной около двух метров – одной или двумя амфибиями, которые перемещались от одного места отдыха к другому, возможно, в поисках пищи.

Извилистая форма следов на хвосте предполагает, что эти животные двигались по воде, непрерывно двигая хвостом из стороны в сторону, как современные крокодилы и саламандры. Также ученые предполагают, что эти амфибии прижимали конечности к телу, когда плавали, как крокодилы. Следы указывают на активный образ жизни древних амфибий: они и плавали в воде, и ползали по дну.

Окаменелости были найдены на участке в провинции Квазулу-Натал в ЮАР, на поверхности скалы, которая когда-то была дном приливной равнины или лагуны древнего моря. Этот участок окаменелостей также сохраняет многочисленные следы других четвероногих, рыб и беспозвоночных, и поэтому является ключевым местом для понимания экосистем пермского периода.

[Изображение: GROENEWALD ET AL., 2023, PLOS ONE, CC-BY 4.0]