Коллектив учёных из Сибири, Урала и Германии в археологических материалах поселения афанасьевской культуры Нижняя Соору (Центральный Алтай, период энеолита) обнаружили зубы домашних овец, которые жили примерно в 3300—2900 гг. до н. э. Как сообщает «Наука в Сибири», по имеющимся данным, это самые древние овцы, которых разводили на Алтае. Результаты работы опубликованы в журнале Archaeological Research in Asia.

Как пояснил «Науке в Сибири» заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии Института истории и международных отношений Алтайского государственного университета профессор, доктор исторических наук Алексей Алексеевич Тишкин, сначала археологи фиксировали и исследовали в основном погребальные комплексы афанасьевской культуры – племён европеоидов, которые в конце IV тысячелетия до нашей эры мигрировали на Алтай и заселили долины горных рек. Так они получили представления о том, как выглядели эти люди (они были довольно высокими, некоторые достигали почти двух метров), узнали об их социальной структуре и мировоззрении, но система жизнеобеспечения оставалась малоизученной. В основном ученые находили смешанные культурные остатки, среди которых было сложно выделить кости животных, связанных именно с афанасьевской культурой.

В 1994 году горно-алтайские археологи обнаружили поселение афанасьевской культуры, получившее название Нижняя Соору, где были найдены кости животных, фрагменты керамики и каменные артефакты. С помощью современных методов исследования уже в 2020 году было обнаружено, что найденные останки овец принадлежат не диким, а домашним животным. Эти данные были подтверждены в результате анализа ДНК овец, которые сохранились, несмотря на долгое время захоронения.

Геномы найденных овец сравнили с геномами из открытого банка, в результате были найдены их родственные хозяйственные линии. Так, например, последовательность исследуемого участка ДНК одного зуба оказалась идентична таковой у овцы, обнаруженной на стоянке раннего бронзового века (около 2700 г. до н.э.) в горах на юго-востоке Казахстана. Затем было сделано радиоуглеродное датирование зубов овец из Нижней Соору с помощью масс-спектрометрии, которое определило такой хронологический диапазон: около 3300—2900 гг. до н. э.). Таким образом, как сообщает «Наука в Сибири», ученые получили подтверждение, что изучаемые ими останки принадлежат самым древним овцам на Алтае.

«Наше комплексное исследование является важным для установления хронологической точки отсчета распространения домашних овец во Внутренней Азии. Мы планируем провести дополнительные работы на поселении Нижняя Соору. Не только для того, чтобы в дальнейшем получить дополнительную информацию об овцах, хозяйстве и рационе питания представителей афанасьевской культуры, но и с целью сохранить этот уникальный археологический памятник от интенсивного разрушения», — отмечает Алексей Тишкин.

Фото: Диана Хомякова/«Наука в Сибири»