Ученые из Мичиганского государственного университета в США показали, что препарат артемизинин не дает возбудителю туберкулеза впасть в спячку и тем самым способствует избавлению от болезни. Работа опубликована в журнале Nature Chemical Biology.

Туберкулезом инфицирована одна треть мировой популяции. Эта болезнь убивает 1,8 млн людей в 2015 году, согласно информации Центров контроля и предотвращения заболевания. Туберкулез вызывает бактерия Mycobacterium tuberculosis, которая для распространения в теле нуждается в обилии кислорода. А наша иммунная система, чтобы контролировать инфекцию, не дает ей кислорода. Эксперт по туберкулезу, микробиолог Роберт Абрамович (Robert Abramovitch) с коллегами определил, что препарат артемизинин атакует молекулу под названием гем, которую нашли в сенсоре, определяющем кислород, в туберкулезном возбудителе.

Артемизинин — это вещество, которое содержится в полыни обыкновенной. Ее испокон века применяли в народной китайской медицине от малярии. За открытие этого препарата китайский ученый Ту Юю получил Нобелевскую премию по медицине в 2015 году. Теперь выяснилось, что артемизинин эффективен против туберкулеза. Он умеет выключать кислородный сенсор у возбудителя и лишает его способности распознавать количество потребленного кислорода.

«Когда микобактерия испытывает кислородное голодание, она впадает в спячку, которая защищает ее от низкокислородного стресса. Если микобактерия не чувствует недостаток кислорода, тогда она не засыпает и погибает от лекарств», — цитирует пресс-служба автора статьи Абрамовича.

Ученые определили, что спящий возбудитель туберкулеза может оставаться неактивным десятки лет в теле. Если иммунная система где-то ослабла, бактерия может проснуться и распространиться. Независимо от состояния микобактерии, лечение туберкулеза занимает около полугода, это одна из причин, почему болезнь так сложно контролировать.

Авторы работы полагают, что их результаты помогут сократить курс терапии от туберкулеза за счет избавления от спящей, сложно убиваемой микобактерии. В этом спящем состоянии туберкулез часто не реагирует на антибиотики. Артемизинин может улучшить результаты лечения пациентов и замедлить развитие туберкулеза в стадии лекарственной устойчивости.

Кроме того, ученые исследовали 540 тысяч соединений и нашли еще пять возможных химических ингибитора, которые атакуют кислородный сенсор микобактерии разными путями и могут стать эффективными препаратами.