Как выглядел древний китайский император, живший 1500 лет назад? Группа ученых реконструировала лицо императора У из Северной Чжоу, используя ДНК, извлеченную из его останков. Исследование, опубликованное в журнале Current Biology, предполагает, что смерть императора в возрасте 36 лет может быть связана с инсультом. Оно также проливает свет на происхождение и миграционные процессы кочевой империи, которая когда-то управляла частью северо-восточной Азии, сообщает издательство Cell Press.

Император У был правителем династии Северная Чжоу в древнем Китае. Во время правления с 560 по 578 гг. н. э. император У создал сильную армию и объединил северную часть древнего Китая после победы над династией Северная Ци. Император был этнически сяньбэй – древняя группа кочевников, живших на территории современной Монголии, а также на севере и северо-востоке Китая.

«Некоторые ученые говорили, что сяньбэй имели экзотическую внешность, такую как густая борода, высокая переносица и желтые волосы. Наш анализ показывает, что император У обладал типичными чертами лица Северо-Восточной Азии», – говорит Шаоцин Вэнь, один из авторов статьи.

В 1996 году археологи обнаружили гробницу императора У на северо-западе Китая, где были найдены его кости, в том числе почти полный череп. Благодаря развитию исследований древней ДНК в последние годы ученым удалось восстановить более 1 миллиона однонуклеотидных полиморфизмов (SNPs) в его ДНК, некоторые из которых содержали информацию о цвете кожи и волос императора. В сочетании с черепом команда реконструировала его лицо в 3D. В результате выяснилось, что у императора У были карие глаза, черные волосы и кожа от темной до средней, а черты его лица были похожи на черты современных северных и восточных азиатов.

«Наша работа оживила исторические фигуры. Раньше людям приходилось полагаться на исторические записи или фрески, чтобы представить, как выглядели древние люди. Мы же можем напрямую раскрыть внешность народа сянбэй», – говорит Пянпиан Вэй, соавтор статьи.

Император У умер в возрасте 36 лет, его сын также погиб в молодом возрасте без ясной причины. Одни археологи говорят, что император умер от болезни, другие утверждают, что он был отравлен своими соперниками. Проанализировав ДНК, исследователи обнаружили, что у него был повышенный риск инсульта, который мог послужить причиной его смерти. Этот вывод согласуется с историческими записями, в которых император описывается как страдающий афазией, опущенными веками и аномальной походкой – возможными симптомами инсульта.

Генетический анализ показывает, что народ сяньбэй смешался с этническими ханьцами, когда они мигрировали на юг в Северный Китай. «Это важная информация для понимания того, как древние люди распространялись по Евразии и как они интегрировались с местным населением», – говорит Вэнь.

Далее команда планирует изучить людей, живших в древнем городе Чанъань на северо-западе Китая, путем исследования их древней ДНК. Чанъань был столицей многих китайских империй на протяжении тысячелетий и восточной конечной точкой Шелкового пути, важной евразийской торговой сети со второго века до нашей эры по 15 век. Исследователи надеются, что анализ ДНК позволит получить больше информации о том, как люди мигрировали и обменивались культурой в древнем Китае.

[Фото: Pianpian Wei]