Переход от околоземного пространства – орбитальных наблюдений и МКС до перевода космонавтов на орбиту Луны и создания там постоянных баз, а затем проведение специальных исследований и подготовка к полету на Марс. О таком векторе развития космонавтики рассказал профессор РАН Максим Литвак на Общем собрании профессоров РАН.

«Луна выглядит первым  идеальным форпостом на пути космической экспансии. Она находится намного дальше, чем орбита Земли, примерно в 1000 раз дальше, чем орбита МКС, но при этом все еще в пределах досягаемости. А соответственно можно что-то сделать, если что-то пойдет не так с космонавтами», - сказал Максим Литвак во время доклада «Космические исследования и освоение Солнечной системы - что мы хотим достичь в 21 веке?».

Максим Литвак отметил что на Луне можно отработать технологии, которые нужны для дальнейшего освоения космоса, например для полета к Марсу. Он добавил, что сегодня изменились планы по освоению Луны в области места посадки и предметов поиска. «Наша цель – это полярные области, потому что здесь находятся кладовые реликтового вещества, которые были принесены за миллиарды лет кометами и астероидами.  Это различные неорганические и органические соединения, которые сохранились в этих холодных ловушках», - сказал Максим Литвак.

В прогнозе ближайших лет ученый отметил доставку полярного лунного реголита на Землю. Более дальняя перспектива - это создание орбитальной станции, создание постояннодействующих баз на Луне и разработка лунных ресурсов.

В прогнозах освоения Марса ученый назвал доставку марсианского грунта на Землю, разработку технологий для доставки космонавтов на планету и первый пилотируемый полет к Марсу: «Будем надеяться, что на рубеже 50-х годов будет осуществлен первый пилотируемый полет к Марсу», - сказал ученый.