Сегодня, 6 октября, в Фундаментальной библиотеке МГУ состоялась торжественная церемония открытия Всероссийского фестиваля НАУКА 0+. В первый день фестиваля с лекцией выступил ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий. 

«Фестиваль НАУКА 0+ — одно из крупнейших событий в мире по популяризации науки. В прошлом году 16 млн человек посетили мероприятия онлайн и оффлайн, в этом году мы ожидаем 18 млн посетителей. Фестиваль стал международным — Китай, Узбекистан и Беларусь проводят фестиваль науки вместе с нами. НАУКА 0+ возникла 18 лет назад по моему предложению. Я увидел, что в других странах есть научные фестивали и предложил сделать нечто подобное у нас. Теперь он стал всероссийским явлением — сотни, а то и тысячи площадок по всей стране собирают любителей науки. Через несколько минут мы откроем фестиваль, прочитаем научную лекцию, сравним наши результаты с результатами нобелевских лауреатов и будем аплодировать результатам науки», — сказал ректор МГУ В.А. Садовничий и пригласил гостей присоединиться к открытию.

Ректор МГУ В.А. Садовничий с традиционной лекцией на открытии фестиваля НАУКА 0+

Ректор МГУ В.А. Садовничий с традиционной лекцией на открытии фестиваля НАУКА 0+

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Торжественное открытие НАУКИ 0+ сложно представить без традиционной лекции ректора МГУ Виктора Садовничего. Ежегодно мероприятие проходит под своим девизом. «Поскольку фестиваль проходит в международное Десятилетие океана, провозглашенное ООН, девиз фестиваля в этом году — «Океан науки». Само слово “океан” заключает в себе много смыслов. Это отличная метафора для рассказа о разных направлениях науки», — начал свое выступление ректор МГУ им. М.В. Ломоносова академик В.А. Садовничий.

В холле Фундаментальной библиотеки МГУ ученые и специалисты ведущих технологических компаний представили свои новейшие разработки. 

Так, детский центр Океаника Лаб представил проект, посвященный разработке подводных роботов. «С помощью нашего конструктора мы обучаем детей подводной робототехнике. В детском центре детей учат собирать, разбирать, программировать робота для выполнения определенных задач.  Он может быть оснащен различными датчиками: давления, температуры, цвета. В одной из моделей есть камера. Цель проекта — популяризировать подводную робототехнику и с раннего возраста обучать детей придумывать полезную нагрузку для робота для решения полезных задач», — рассказала руководитель детского центра Океаника Лаб Юлия Львовна Тульникова.

Подводный робот-конструктор

Подводный робот-конструктор

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Например, можно присоединить к роботу хват-манипулятор и чистить водоемы. Или пробоотборники, которые будут захватывать воду из труднодоступных мест, после чего эту воду можно будет отправить на анализ в биохимическую лабораторию. 

Компания Vizard представила уникальную систему навигации в Арктике — специальные радиомаяки российского производства, которые с помощью дронов устанавливаются на айсберг и отслеживают его положение, чтобы ледоколы могли обойти его во время добычи полезных ископаемых. Отличие большого радиомаяка от маленького в том, что большой способен посылать сигналы до девяти месяцев, а маленький — пять-семь дней. 

Радиомаяки компании Vizard для отслеживания положения айсбергов

Радиомаяки компании Vizard для отслеживания положения айсбергов

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Еще один интересный стартап представила лаборатория медицинского и промышленного ультразвука — акустический фонтан. «Здесь мы демонстрируем различные применения ультразвука в медицине. В акустический фонтан встроен ультразвуковой излучатель, который излучает акустическую волну, сфокусированную на поверхности жидкости. Если мы будем подавать на излучатель сигнал небольшой амплитуды, то звуковая волна будет слегка толкать поверхность воды. Если увеличить мощность, акустическая струя начнет срываться с поверхности воды, а капельки, несущие в себе акустическую энергию, начнут разрываться на маленькие части и образовывать холодный пар», — объяснила аспирантка физического факультета МГУ Любовь Михайловна Котельникова.

Акустический фонтан лаборатории медицинского и промышленного ультразвука

Акустический фонтан лаборатории медицинского и промышленного ультразвука

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Механизм может быть использован в медицине для неинвазивного разрушения опухолей, в настоящее время разработка проходит стадию клинический испытаний. А сегодня технология помогает выталкивать почечные камни из почек. 

Ведущий научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, доктор физико-математических наук и лауреат премии президента в области науки и инноваций для молодых ученых 2022 г. Александр Осадчиев поделился своими впечатлениями о фестивале: «Общаясь с новыми людьми, я часто сталкиваюсь с мнением, что наука — это что-то старомодное. С помощью таких мероприятий хочется показать, что наука — это интересная, конкурентная история. А ученый — это прекрасная профессия, которой стоит заниматься Фестиваль НАУКА 0+ несомненно формирует положительный образ ученого и науки, это очень важно. Я помню себя ребенком, я всегда интересовался наукой, но подобных мероприятий не было, я посещал школьные и университетские кружки. Если бы тогда мне показали такой фестиваль, я бы прибежал и остался здесь».

Ведущий научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, доктор физико-математических наук Александр Осадчиев

Ведущий научный сотрудник Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН, доктор физико-математических наук Александр Осадчиев

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Фестиваль НАУКА 0+ — ключевое событие Десятилетия науки и технологий. Его цель — привлечь талантливую молодежь в сферу исследований, популяризировать науку и рассказать о достижениях и перспективах российского научного сообщества. Проект организуют Минобрнауки России, Правительство Москвы, МГУ им. М.В. Ломоносова при поддержке РАН.

В этом году с 6 по 8 октября на площадках МГУ им. М.В. Ломоносова, РАН, парка «Зарядье», «Экспоцентра», а также в вузах, музеях и научных центрах работают восемь тематических зон: «Вселенная», «Материя», «Сельское хозяйство», «Инжиниринг», «Жизнь и живые системы», «Здоровье», «Энергия», «Человек и общество».