21 января в преддверии Татьяниного дня и 269-летия со дня основания Московского университета им. М.В. Ломоносова состоялся общеуниверситетский день открытых дверей. Студенты и преподаватели МГУ рассказали абитуриентам об образовательных программах, ответили на вопросы о поступлении и подготовке к экзаменам. С традиционной актовой речью выступил ректор Московского университета академик В.А. Садовничий. Рассказываем, как это было. 

Программа общеуниверситетского дня открытых дверей началась с выставки факультетов — на специальных стендах в фойе главного здания МГУ студенты и представители направлений, филиалов и школ МГУ пообщались с абитуриентами и родителями и познакомили их с программами подготовки на своих факультетах. 

Перед началом традиционной лекции ректора МГУ Виктор Антонович встретился с журналистами и рассказал о преобразованиях, прошедших в Московском университете в последние годы: 

«Мы успешно начали новый год, а сейчас Московский университет готовится к своему юбилею. 25 января нам исполняется 269 лет, а ровно через год — 270. Мы учитываем изменения, которые происходят в образовании и науке. Из новых проектов хотелось бы выделить передовые инженерные школы — Московский университет будет готовить инженеров по фундаментальным наукам: биоинженерии, биоинформатике. Нам удалось выиграть большой грант и признать, что такие новые направления подготовки должны быть. Это существенное изменение в университетском классическом образовании. Сегодня я расскажу студентам о мощи и силе Московского университета, первого по созданию и рейтингу. Думаю, что мы сумели выстоять в это трудное время, когда происходит бурный поток изменений в системе образования, и мы лидируем». 

Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий

Ректор МГУ Виктор Антонович Садовничий

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

В актовом зале главного здания МГУ Виктор Антонович начал речь с истории университета и его традициях: «Я расскажу о выдающемся явлении для России — Московском государственном университете. Он был основан 25 января 1755 г. указом императрицы Елизаветы Петровны. В создании университета сыграли роль выдающиеся личности — Михаил Ломоносов и Иван Шувалов. <…> Сейчас Московский университет — это 40 факультетов, 377 кафедр, 40 научно-исследовательских институтов и центров, 9 филиалов, в их числе 5 зарубежных, совместный российско-китайский университет и 3 школы. А также научная библиотека, 4 музея, Ботанический сад, Издательский дом, Медицинский центр, 4 суперкомпьютера и 6 спутников». 

Важная часть лекции была посвящена научной деятельности Московского университета. Ректор отметил, что МГУ особо гордится тем, что в его преподавательском составе 300 академиков и членов-корреспондентов РАН. «Московский университет — это не просто обучение. Университет учит науке: открывать, доказывать, быть первыми. Ничего в мире не делается без открытий в науке. Сначала Фарадей и Максвелл открыли закон, а потом загорелась лампочка. Поэтому та страна мощнее и тот университет сильнее, у которых больше науки. И у нас в этом преимущество», — подчеркнул глава университета. 

Традиционная актовая речь ректора Московского университета академика В.А. Садовничего

Традиционная актовая речь ректора Московского университета академика В.А. Садовничего

Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Ректор Московского университета рассказал о крупных научных проектах. В частности, о научной долине МГУ — инновационном научно-технологическом центре МГУ «Воробьевы горы». На территории 17 га строятся 9 кластеров. Для долины подготовлено около 2400 научно-технологических проектов, а 127 компаний уже реализуют свои решения.

В 2023 г. компании-участники долины заработали 14 млрд руб., прогноз на следующий год — до 30 млрд. «Наша долина состоялась. Я буду рад, если, окончив МГУ, вы придете в долину и будете реализовать там свой замысел. Это великое преимущество Московского университета, в других вузах такого проекта нет», — рассказал В.А. Садовничий.

На открытии кластера «Ломоносов», 25 января 2023 г., присутствовали президент России В.В. Путин и мэр Москвы С.С. Собянин. А 20 июля ректор открыл второй кластер — «Образовательный». 

Ректор также поделился подробностями запуска суперкомпьютера «Ломоносов МГУ-270», приспособленный для задач искусственного интеллекта. По словам В.А. Садовничего, суперкомпьютер обладает исключительной мощностью, и второго такого в стране нет.

Глава МГУ рассказал о космической программе, которая реализуется в университете, — «Космическая флотилия МГУ». С космодрома «Восточный» было запущено 7 крупных спутников.  Несколько дней назад спутник «Ломоносов» прекратил свою работу. «Но все запущенные спутники дали очень ценную информацию о космическом пространстве», — заметил ректор. 

Среди других значимых проектов МГУ — строительство Кавказской горной обсерватории и сеть роботов-телескопов «Мастер». «Мы получаем много информации о звездах и черных дырах. «Мастер» — это второй по ширине зеркала телескоп, а по автоматизации лучший в стране», — подчеркнул В.А. Садовничий. 

Московский университет руководит несколькими центрами мирового уровня. Например, Московский центр фундаментальной и прикладной математики, куда входят Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша и Институт вычислительной математики им. Г.И. Марчука. «Это сильнейший центр в мире по потенциалу научных сотрудников по математике», — отметил ректор.

Второй центр мирового уровня — «Сверхзвук» МГУ. «Мы работаем по фундаментальным вопросам над созданием пассажирского самолета сверхзвуковой скорости. Наши соучредители — ЦАГИ, Институт прикладной математики им. М.В. Келдыша, МАИ и Институт авиационного моторостроения. В этом направлении мы тоже лидируем», — поделился В.А. Садовничий.

Особая гордость МГУ — мегапроекты, имеющие многомиллионное финансирование и сравнимы с мировыми достижениями. Среди них — мегапроект «Мозг и информация: от естественного интеллекта к искусственному», синхротронные и нейтронные исследования, новые системы и уровни редактирования геномом, анализ микробиомов растений и беспозвоночных экстремальных мест обитания. 

Глава университета рассказал о проекте оцифровки «Большой российской энциклопедии». «”Большая российская энциклопедия” — это 60 томов. Президент России поручил мне создать электронную версию обновленной российской энциклопедии. Уже тысячи статей переведены в электронный формат. Это будет флешка в кармане, на которой будет вся российская энциклопедия. Я буду рад, если вы присоединитесь к этой работе», — рассказал В.А. Садовничий.

Вторая часть лекции была посвящена вопросам поступления и обучения в МГУ. Виктор Антонович рассказал об правилах приема в 2024 г., этапах зачисления и ответил на вопросы об индивидуальных достижениях, влияющих на поступление. Также глава университета затронул темы общежитий, студенческих объединений, кампусов, образовательных консорциумов, баз отдыха, новых образовательных программ, межфакультетских курсов, научно-образовательных школ и поднял другие вопросы, касающиеся жизни будущих студентов.

Ректор рассказал, что МГУ — крупнейшая площадка олимпиадного движения школьников. В 2023/2024 гг. университет организует 8 олимпиад, включенных в перечень олимпиад, утвержденных Минобрнауки. Участие в них принесут абитуриентам бонусы для поступления. 

Кроме того, с 1930-х гг. в МГУ работают бесплатные школы юных и кружки для школьников, призванные повысить интерес молодых людей к науке и привлечь старшеклассников поступать в МГУ.

МГУ также ежегодно проводит фестивали науки, которые призваны популяризировать научные достижения Московского университета и заинтересовывать молодежь наукой. Так, всероссийский фестиваль НАУКА 0+ в прошлом году посетили рекордные 16 млн чел.

Говоря об образовательных стандартах, В.А. Садовничий подчеркнул, что в Московском университете закреплено шестилетнее фундаментальное образование. «Несмотря на реформы, у нас шестилетнее образование. Даже если по закону мы обязаны иметь бакалавриат, мы придумали интегрированную магистратуру — подавать заявление в магистратуру по тому же направлению, как и в бакалавриате. У нас также есть специалитет», — пояснил глава МГУ. 

Далее торжественное мероприятие продолжилось непосредственно на факультетах. Научные сотрудники и студенты открыли учебные лаборатории и практикумы для абитуриентов и их родителей. На экскурсиях гости узнали, чем предстоит заниматься на выбранном факультете и поближе познакомились с нюансами учебного процесса. 

Фото на странице и на главной странице сайта: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»