Вилле Вуоланто (Ville Vuolanto), специалист по социальной истории из Осло, и доктор Эйприл Пудси ( April Pudsey) из Ньюкасла изучили около 7500 древних папирусов, найденных при раскопках города Оксиринха (Oxyrhynchos), и обнаружили там множество сведений о детях древнего Египта. Об этом рассказывает веб-сайт Science Daily.

Прежде всего, выяснилось, что мальчики из состоятельных и уважаемых египетских, греческих или римских семей вступали в некое подобие молодежной организации, называвшейся «гимнасий». Но это обязательно должны были быть лично свободные дети из семьи, относившейся к привилегированной с точки зрения налогообложения категории плательщиков уменьшенного налога в 12 драхм. Членство в этой организации становилось элементом принадлежности в верхнему слою населения этого административного центра с 25-тысячным населением (этот слой составлял от 10% до 25% населения города). Очевидно, право на поступление туда передавалось по наследству, и члены «гимнасия» приобщались там к эллинистической культуре. Кроме того, эта организация была первым шагом молодых людей ко взрослой жизни в составе привилегированной слоя. Девочки из зажиточных семей получали образование дома.

Что же касается мальчиков из низших слоев, то они рано начинали работать, а многие поступали в ученики и работали в мастерской учителя — обычно, ткача, ибо ткацкая отрасль была одной из важнейших в Египте — от двух до четырех лет. В отличие от средневековой европейской традиции, ученики из числа свободных обычно продолжали жить с родителями, а не переселялись в дом мастера на время ученичества.

Девочки обычно тоже оставались дома и выходили замуж в 17-19 лет, чуть раньше юношей, женившихся обычно в 20-23 года. Впрочем, бывали и исключения — был найден контракт, в котором учеником числилась девочка. Но ее ситуация была необычной — она мало того что была круглой сиротой, так еще и должна была выплачивать долги своего покойного отца.

Положение детей рабов могло на поверхности не отличаться от жизни детей свободных — они так же шли в ученики и заключали такие же контракты с мастерами. Жили они обычно либо в доме своего владельца, либо мастера. Проблема в том, что их судьба совсем он них не зависела — некоторые документы показывают случаи продажи двухлетних детей, отдельно от родителей. В одном из писем автор предлагает своему брату продать самых юных рабов и некоторое количество вина, и порадовать своих детей: «... посылаю тебе семена дыни и два тюка старой одежды, которую ты может разделить между своими детьми», пишет он.

К сожалению, о жизни детей младше 10–12 лет известно не так много, потому что они обычно не упоминаются в официальных документах. Но из найденных папирусов, курамики и прочих предметов того времени можно сделать вывод, что в возрасте 7–9 лет они начинали делать легкую работу, чаще всего — пасли овец или собирали хворост или засохшие экскременты для очага. Также, предположительно, многие дети вырастали не со своими биологическими родителями, из-за высокого уровня смертности.

Исследование оксиринхских папирусов было проведено в рамках масштабного проекта «Тонкие голоса из прошлого» (Tiny Voices from the Past), участники которого изучают христианские апокрифические тексты о детстве Христа и девы Марии, труды крупнейших мыслителей, писавших о детстве, а также многочисленные источники, как описывающие детей, так и созданные самими детьми в разные эпохи.

Фото превью: ru.123rf.com