Сегодня, 11 декабря, свой день рождения отмечает академик Виктор Анатольевич Матвеев ― научный руководитель Объединенного института ядерных исследований, известный физик-теоретик, специалист в области физики высоких энергий, элементарных частиц и квантовой теории поля. Ученому исполнилось 82 года.

В.А. Матвеев ― автор более 700 научных трудов, соавтор открытия «Закономерность упругого рассеяния адронов на большие углы при высоких энергиях — правила кваркового счета Матвеева — Мурадяна — Тавхелидзе». Ученый внес большой вклад в создание современной экспериментальной базы исследований в области фундаментальной ядерной физики, физики высоких энергий и нейтринной астрофизики, в создание Московской мезонной фабрики, Баксанской нейтринной обсерватории и Байкальского глубоководного нейтринного телескопа, в разработку и реализацию программ научных исследований на этих уникальных установках.

В.А. Матвеев возглавлял Объединенный институт ядерных исследований с 2011 по 2021 г., а сейчас занимает должность научного руководителя ОИЯИ. За последние десять лет в институте были синтезированы шесть элементов седьмого периода таблицы Д.И. Менделеева — 113-й, 114-й, 115-й, 116-й, 117-й, 118-й. Эксперимент проходил под руководством академика Ю.Ц. Оганесяна на ускорительном комплексе У-400 в лаборатории ядерных реакций им. Г.Н. Флерова в сотрудничестве с физиками и химиками Национальных лабораторий США. Одним из важнейших итогов работы ОИЯИ в 2020 г. стал запуск первого каскада установки класса мегасайенс NICA.

Ученый известен как один из создателей теории адронов на основе гипотезы о триплетах цветных кварков. В.А. Матвеев сформулировал принцип автомодельности при высоких энергиях для объяснения наблюдаемого на опыте масштабно-инвариантного поведения процессов взаимодействия частиц и легких ядер, выдвинул концепцию скрытого цвета ядер и указал на принципиальную важность кварковых степеней свободы для понимания структуры ядер на малых расстояниях.

В 2012 г. В.А. Матвеев участвовал в одном из последних выпусков программы «Очевидное ― невероятное», бессменным ведущим которой был физик Сергей Петрович Капица. Выпуск был посвящен обсуждению научных мегапроектов и будущего России. Предлагаем вам присоединиться к интереснейшему разговору двух ученых: посмотреть программу можно здесь.

Команда портала «Научная Россия» поздравляет Виктора Анатольевича с днем рождения! Желаем крепкого здоровья, неиссякаемого вдохновения, новых побед и радости от познания природы!

Публикация подготовлена на основе материалов ОИЯИ, сайта РАН и портала «Научная Россия»