© РИА Новости / Светлана Шевченко

Ректор МГУ академик Виктор Садовничий и директор ОИЯИ академик Григорий Трубников подписали соглашение о сотрудничестве Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Объединённого института ядерных исследований (г. Дубна Московской области).

Ректор МГУ академик Виктор Садовничий: «Объединённый институт ядерных исследований и Московский университет являются лидерами фундаментальных исследований в области ядерной физики и смежных с ней областей естественных наук. Нас связывает длительная история сотрудничества, у истоков которого стояли выдающиеся отечественные физики – профессора МГУ, а также будущее – основанный в прошлом году филиал Московского университета в Дубне. Наша общая задача состоит в обеспечении национального технологического развития, реализации прорывных научных исследований, а также подготовки для этого высокопрофессиональных кадров. Подписание соглашения – это историческое событие».

Подписанное Виктором Садовничим и Григорием Трубниковым соглашение о сотрудничестве регулирует целый комплекс вопросов взаимодействия между МГУ и ОИЯИ. Одна из основных его целей – реализация совместных планов по расширению деятельности созданного в г. Дубне филиала МГУ, интенсификация научно-образовательных контактов. Для этого стороны будут осуществлять постоянный обмен своими планами, изданиями, информацией по проблемам научных исследований и образования.

Среди научных приоритетов соглашения – исследования по физике элементарных частиц и атомного ядра и физике конденсированного состояния вещества с использованием ядерно-физических методов, а также астрофизические исследования в космических экспериментах; исследования в области живых систем, включая радиационные и радиобиологические исследования; медико-биологические и клинические исследования методов адронной и мишенной терапии онкологических заболеваний; исследования в области индустрии наносистем и материалов, в частности развитие методов нейтронографии, нейтронного активационного анализа и динамической рентгенографии.

Также стороны будут развивать исследования в области вычислительной математики и вычислительной физики, нацеленные на решение задач, возникающих в экспериментальных и теоретических исследованиях. По словам Виктора Садовничего, в этой области Московский университет готов задействовать потенциал Научно-исследовательского вычислительного центра МГУ, в том числе новейший, введенный в строй 1 сентября этого года суперкомпьютер «МГУ-270» с уникальными вычислительными характеристиками.

Также запланировано развитие телекоммуникационной инфраструктуры и информационных технологий, в том числе создание и развитие Grid-сегментов ОИЯИ и МГУ, исследования в области рационального природопользования, в частности развитие ядерно-физических аналитических методов контроля за состоянием окружающей среды, продуктов питания, хранилищ токсичных и радиоактивных отходов и геофизических сред, содержащих продуктивные углеводороды. Соглашение предусматривает реализацию инноваций и использование результатов фундаментальных научных исследований в медицине, промышленности и технических разработках, а также повышение квалификации и переподготовку преподавателей и научных сотрудников.

Связывает МГУ и ОИЯИ и международное научное сотрудничество. По словам академика Виктора Садовничего, ученые МГУ и ОИЯИ успешно работают как в Дубне, так и представлены в ключевых международных коллаборациях, в том числе на Большом адронном коллайдере, где совместно принимали участие в научном прорыве начала XXI века – открытии Бозона Хиггса как завершающего элемента Стандартной модели. 1 сентября 2022 года звание почётного профессора МГУ было присуждено научному руководителю Лаборатории ядерных реакций им. Г.Н. Флёрова Юрию Оганесяну, единственному из ныне живущих людей, в честь которого назван элемент Периодической таблицы химических элементов.

Уже в наше время, в 2022 году правительство страны приняло решение о развертывании в Дубне инфраструктуры полноценного филиала ведущего университета страны. Виктор Антонович обратил внимание, что оно продиктовано широким спектром не только фундаментальных, но и междисциплинарных исследований, которые сегодня ведет Объединённый институт ядерных исследований. Московский университет является таким же принципиальным сторонником данного подхода к научной работе, например, являясь инициатором создания научно-образовательных школ, интегрирующих потенциал сразу нескольких факультетов. Подписываемое сегодня соглашение о сотрудничестве, по словам ректора, призвано стать платформой интенсификации совместной научно-образовательной деятельности на базе филиала МГУ, задействовать для этого огромный потенциал ОИЯИ и Московского университета.

Еще одной глубинной причиной для подписания соглашения являются усилия МГУ по созданию научно-технологической долины университета. «Подъезжая сюда, вы, наверно, видели нашу новую территорию с блестящими корпусами новейших зданий кластеров-корпусов Инновационного научно-технологического центра МГУ «Воробьевы горы». Два первых корпуса мы уже запустили, сегодня в них разместилось 160 резидентов – компаний, реализующих совместно с учеными Московского университета научно-технологические проекты по самым передовым направлениям развития науки. Всего там будет 9 кластеров с уникальными возможностями трансформации фундаментальных знаний в востребованные экономикой, обществом продукты и сервисы», - сказал ректор.

С докладом об истории, настоящем, а также о планах на будущее выступил директор ОИЯИ академик РАН Григорий Трубников. Григорий Владимирович представил исследовательский, научно-образовательный потенциал института, отметил, что в настоящее время ОИЯИ представляет собой действительно уникальный научный коллектив, в команду которого входят более чем 5 тысяч ученых из 33 стран мира. Григорий Трубников рассказал об уникальном исследовательском инструментарии ОИЯИ, в том числе о новейшей установке класса Mega Science – сверхпроводящем коллайдере протонов и тяжёлых ионов NICA.

На церемонии подписания соглашения также выступили научный руководитель ОИЯИ академик Виктор Матвеев, директор НИИ ядерной физики МГУ имени Д.В. Скобельцына, член-корреспондент Эдуард Боос, старший научный сотрудник Лаборатории нейтронной физики имени И.М. Франка ОИЯИ Ваель Махмуд Бадави, и.о. декана физического факультета МГУ профессор Владимир Белокуров.

Источник фото: ria.ru