В 1895 году 7 мая физик Александр Степанович Попов продемонстрировал коллегам прибор для беспроволочной передачи последовательности электрических сигналов различной длительности. Этот день вошел в историю как день изобретения радиосвязи и теперь каждый год 7 мая работники всех отраслей связи отмечают профессиональный праздник.
А некоторые пока только мечтают стать одними из них: сейчас в столичных предпрофессиональных классах учатся будущие радиотехники, радиоведущие, тележурналисты и корреспонденты. Ребята из инженерных классов уже сейчас проектируют и собирают роботов на дистанционном радиоуправлении, а учащиеся медиаклассов ведут школьные радиоэфиры и монтируют репортажи в школьных студиях.
В предпрофессиональных классах старшеклассники углубленно изучают профильные предметы, осваивают практико-ориентированные спецкурсы, посещают экскурсии и тренинги на площадках ведущих вузов и индустриальных партнеров — на производствах, в информационных агентствах и медиахолдингах. Кроме того, ребята еще в школе получают первую профессию. Учащиеся инженерных классов осваивают на базе колледжей специальность чертежника-конструктора, а ученики медиаклассов получают сертификаты о прохождении обучения на фотографа, оператора видеозаписи или оформителя (графического дизайнера).
Вместе со школьным учителями и наставниками из вузов ученики предпрофессиональных классов проводят собственные исследования, создают новые устройства и программы, снимают документальные фильмы, записывают подкасты и эфиры для школьного радио. А затем презентуют свои проекты на разнообразных интеллектуальных состязаниях, в том числе на городских научно-практических конференциях «Инженеры будущего» и «Наука для жизни», где работы школьников оценивают эксперты из вузов и потенциальные работодатели будущих профессионалов.
В 2024 году на конференцию «Инженеры будущего» отобрали десятки работ, посвященных технологиям связи. Например, десятиклассник Юсуф Кафиатуллин из школы № 1500 представил экспериментальную установку, которая позволяет передавать звук с помощью лазерной линии связи. Десятиклассница Мария Остропикова, ученица школы «Свиблово», разработала усилитель мобильного интернета. Девушка опробовала устройство в селе Велегож Тульской области, где проживает ее дедушка, и зафиксировала шестикратное увеличение показателей скорости мобильного интернета. А Дарья Киселева, ученица 10 класса школы № 2127, разработала модель спутниковой системы мониторинга и идентификации судов — устройство, которое передает на наземную станцию информацию о положении и скорости судов, состоянии их различных систем и оборудования, а также позволяет оперативно связаться с береговыми станциями или другими судами.
В секции «Радиожурналистика» направления «Медиастарт» конференции «Наука для жизни» школьники представили немало интересных подкастов. Темы были разнообразные: от профориентации и правил тайм-менеджмента до истории развития астрологии, трагедии на перевале Дятлова и Чебурашке как символе современной русской культуры.
Победители и призеры городских конференций могут получить до 10 дополнительных баллов на ЕГЭ, но ученики предпрофессиональных классов и без этого сдают экзамен лучше сверстников. В 2024 году выпускники предпрофессиональных классов составили четверть числа всех стобалльников. Ребята из инженерных классов продемонстрировали высокие результаты по физике, математике и информатике — выше среднего на 12 баллов. А выпускники медиаклассов обогнали сверстников почти на 13 баллов на ЕГЭ по литературе.
Проекты предпрофессионального образования реализуются в столице с 2015 года. В них задействованы ведущие вузы, научные организации, высокотехнологичные предприятия и компании. Полученные умения и навыки помогают ребятам определиться с профессией и стать востребованными специалистами в Москве.
Источник информации и фото: пресс-служба Департамента образования и науки Москвы