Выставка «Дарвиновский музей в годы Великой Отечественной войны», приуроченная к 80-летию Победы, рассказывает посетителям об испытаниях, выпавших на долю музея в военные годы. Безмолвные свидетели военного времени — фотографии и архивные материалы – погружают зрителя в тревожную атмосферу хаоса, когда главной задачей сотрудников стало дело спасения музейных коллекций.

«Война объявлена» — такая запись была сделана утром 22 июня 1941 года в семейном календаре четы Котс. Основатель Дарвиновского музея Александр Фёдорович Котс, его жена Надежда Николаевна, сын Рудольф и дюжина музейных сотрудников встречают это тяжелейшее испытание мужественно, с высоко поднятой головой. Теперь у них одна цель — во что бы то ни стало сохранить музейные коллекции от гибели.

В начале июля Александр Котс разрабатывает подробный план эвакуации музейного собрания в тыл. В архивных документах выставки перечислены чучела животных, книги, скульптуры, картины, которые должны были незамедлительно покинуть свой дом, а список ящиков «первой очереди» даёт представление о том, какие экспонаты были в приоритете при эвакуации. На фотографиях выставки мы видим, как некогда полные жизни музейные залы обрастают вселяющими ужас декорациями. Окна затемнены, заклеены полосками материи и тёмной бумагой. На всех этажах и крыше установлены ящики с песком и вёдра с водой. Первые вопли воющей сирены — и сотрудники музея на своих постах, полные готовности встретить зажигательные бомбы.

В годы войны сотрудники изо всех сил стараются сделать свой дом, Дарвиновский музей, невидимым для вражеских самолётов. Когда вокруг здания музея рвутся бомбы и ревут орудия, в музейном «бомбоубежище» ребятишки с упоением смотрят сцены из художественных и научно-популярных фильмов, диафильмы, демонстрируемые киномехаником Рудольфом Котсом. С утра дети побегут наверх, чтобы вместо игрушечного конструктора разобрать «урожай войны» — обломки бомб и боевых снарядов.

Сотрудники музея внесли свой вклад в дело приближения Победы. Они взяли шефство над некоторыми московскими госпиталями, где проводили культурно-просветительскую работу среди раненых. В это период директор музея Александр Котс стал целенаправленно работать с такой категорией граждан, как инвалиды Отечественной войны, а его жена с символичным именем Надежда, будучи профессиональным психологом, вела долгие беседы с ранеными женщинами, ненавязчиво проводя с ними сеансы психологической разгрузки. За короткий срок были подготовлены лекции на военную тематику, для иллюстрации которых художник К.К. Флеров написал более 90 живописных полотен во время войны.

Как изменила война привычный ход музейной жизни? Об этом вам расскажут документы и фотографии, бережно хранившиеся музеем долгие годы и скрытые от глаз простых посетителей.

Выставка будет работать по 27 июля 2025 г. включительно. 

Выставка "Бессмертный полк российских генетиков" 

Учёные, о которых рассказывает выставка, — цвет отечественной генетики. На их долю выпали огромные испытания. Они были активными участниками всех трагических событий, на которые был так щедр ХХ век. Одним из таких событий была Великая Отечественная война. Посетители смогут увидеть портреты учёных, прочитать информацию о их научной работе, об участии в военных действиях и о их наградах.

Первыми были мобилизованы учёные с медицинским образованием, среди генетиков - С. Н. Давиденков и А. А. Малиновский. Других научных работников, имеющих ученую степень, в первые месяцы войны в армию не призывали — у них была «броня». Но многие из них пошли добровольцами в народное ополчение. Зоолог Ю. И. Полянский вспоминал: «...большинство из них не имели никакого представления о военном деле, не умели стрелять, … и вся эта сугубо «гражданская» публика должна была остановить фашистские полчища». Дивизии народного ополчения несли огромные потери, но закрыли противнику путь к Москве и Ленинграду.

Биологов использовали в работе санитарно-эпидемиологических батальонов. Высокий интеллект и умение широко мыслить помогли учёным быстро освоиться в новых условиях. В санитарно-эпидемиологических батальонах служили Ю. И. Полянский, Н. Н. Соколов и В. П. Эфроимсон, в обязанности которых входила противоэпидемиологическая защита войск, контроль качества воды и питания, санобработка личного состава. Работа санитарно-эпидемиологической службы внешне не выглядит героической, но она сыграла огромную роль в сохранении боеспособности войск.

Научные сотрудники быстро приобретали качества, свойственные кадровым офицерам, свободно ориентировались в оперативной обстановке, не боялись отвечать за принятые ими решения, не избегали ответственности. Талантливыми командирами оказались начальник оперативного отдела штаба дивизии И. А. Рапопорт, юный и бесстрашный командир истребительного противотанкового батальона Роман Хесин, начальник штаба стрелкового полка Д. В. Лебедев.

Пришёл долгожданный День Победы. Генетики возвращались в институты и на кафедры университетов. Тогда они еще не знали, что у них впереди всего три года нормальной работы. В 1948 году, после погромной сессии ВАСХНИЛ, они потеряют на много лет возможность заниматься генетикой, но потом снова примут бой за её восстановление, за свои убеждения.

Выставка работает по 29 июня 2025 г. включительно.