30 июня 1908-го года в небе над Восточной Сибирью, в бассейне реки Подкаменная Тунгуска, пролетел огненный шар. Его было видно с расстояния в 600 километров, очевидцы говорили: «Вдруг на севере небо раздвоилось, и в нём широко и высоко над лесом появился огонь, который охватил всю северную часть неба. В этот момент мне стало так горячо, словно на мне загорелась рубашка. Я хотел разорвать и сбросить с себя рубашку, но небо захлопнулось, и раздался сильный удар. Меня сбросило с крыльца сажени на три…».

Тунгусский метеорит не столкнулся с Землей, он взорвался на высоте от 7 до 10 километров над незаселенным районом тайги. Мощность взрыва по разным оценкам составила от 10 до 40 мегатонн в тротиловом эквиваленте - взрыв услышали за 800 километров от эпицентра, волной повалило лес на площади в 2000 км², а в радиусе 200 километров выбило стекла в домах. С декабря 2016-го года, в память об опасности, которую несут внеземные булыжники, учредили Международный день астероида.

Астероиды или кометы, которые перемещаются в космосе у земной орбиты, сухо называют «Объекты, сближающиеся с Землей». Центр NASA по изучению ОСЗ говорит о 16 000 таких объектов. Угрозу их столкновения с Землей называют глобальной проблемой, которая требует объединенных усилий для обнаружения потенциально опасных объектов, и разработки плана действий в случае возникновения реальной угрозы.

Ученые, журналисты и артисты, которые обеспокоены астероидной угрозой, составили и подписали «100-кратную декларацию» или «100x Declaration». Она определяет основные цели для снижения опасности:

- С помощью правительственных, частных и благотворительных организаций привлечь существующие технологии для обнаружения и мониторинга околоземных астероидов, несущих потенциальную угрозу для населения Земли.

- Достичь стократного увеличения числа обнаруживаемых астероидов и довести его до 100 тысяч в течение 10 лет.

- Принятие Дня Астероида по всему миру с целью повышения информированности населения об астероидной опасности и возможных методах её предотвращения. С официальным принятием Дня Астероида в ООН в 2016 году, можно считать, что эта цель выполнена.

Ученые разрабатывают новые методы борьбы с астероидной угрозой. Одно из последних предложений - создать систему, которая привяжет угрожающий Земле астероид к меньшему по размеру небесному телу. Это отбросит центр массы большого тела и унесет астероид подальше от Земли. Гигантский связывающий трос не сможет расколоть объект на части, а просто будет тянуть его за собой.

В 2029-м году возле земли пролетит астероид «Апофиз». Этот космический объект размером с Эйфелеву башню летит со скоростью 30 километров в секунду. По расчётам ученых, «Апофиз» может затронуть сферу геостационарных спутников на расстоянии около 36 тыс. км от Земли, но его столкновение с планетой исключено.

Чтобы изменить траекторию астероидов, ученые предлагают также красить космические булыжники диоксидом титана в белый цвет, или сажей в черный. Это должно вызвать эффект Ярковского - появление слабого реактивного импульса за счет теплового излучения от нагревшейся днем и остывающей ночью поверхности астероида.

Изображение: forplayday / ru.123rf.com