0 комментариев 1074

26 мая – День снежного барса на Алтае

Уже 11 лет, с 26 мая 2010-го года на Алтае отмечают День снежного барса – это региональная экологическая дата, которая отмечается помимо Международного дня снежного барса 23 октября

Снежный барс – наименее изученная кошка в мире. В Афганистане, Бутане, Индии, Казахстане, Кыргызстане, Китае, Монголии, Непале, Пакистане, России, Таджикистане и Узбекистане – там, где ареалы обитания хищника, снежный барс имеет статус редкого или исчезающего вида. Он занесен в Красный список Международного союза охраны природы и Красные книги стран обитания.

Второе название снежного барса – ирбис. В мире их осталось не больше 4000, а в России – только 70-90 особей. Экологи относят ирбиса к видам животных, которые являются своего рода индикаторами здоровья экосистемы, в которой  они обитают. Исчезновение вида из природы нарушает баланс, и экосистема начинает рушиться по цепочке.

День снежного барса на Алтае напоминает о важности сохранения вида. Именно на Алтае живет крупнейшая в России группировка ирбисов. С февраля по апрель 2020-го года ученые пересчитывали популяцию снежных барсов в Сайлюгемском национальном парке. С помощью автоматических камер ученые обнаружили 21 ирбиса: 15 взрослых особей и 6 котят в двух выводках.

Вид остается под угрозой вымирания в основном из-за человека: браконьерство, уничтожение из-за нападения на скот, изъятие для частных питомников, сокращение кормовой базы и развитие инфраструктуры в местах обитания. В Алтае проводят эколого-просветительскую деятельность, которая направлена на сохранение снежного барса. Заповедник привлекает местных жителей к установке и обслуживанию фотоловушек в местах обитания ирбиса.

Ирбис не способен рычать — хищник мурлыкает при вдохе и выдохе, любит играть в снегу и не приспособлен для прогулок по рыхлому снегу: звери прокладывают постоянные тропы и передвигаются по ним несколько лет. Обычно животное не нападает на людей, при встрече с человеком затаивается или спокойно уходит.

Снежный барс — единственный вид крупных кошек, который приспособился жить на высокогорье – на высоте до 4,5 тыс. метров над уровнем моря. Основная пища для ирбисов в России – горные козлы, в некоторых местах косули и олени. При резком снижении численности диких копытных ирбис, как правило, уходит с территории таких регионов или иногда начинает нападать на домашний скот.

Фото на главной: udivitelno.com