Международная команда ученых обнаружила доказательства того, что люди использовали травяную подстилку, чтобы обустроить себе удобную зону для сна и работы – минимум 200 тысяч лет назад, сообщает пресс-служба Университета Витватерсранда. Результаты исследования опубликованы в журнале Science.

Импровизированные кровати состояли из пучков травы подсемейства просовых растений (Panicoideae), к которым относятся кукуруза, просо, сорго, сахарный тростник. Трава располагалась у задней части пещеры на слоях пепла. Слои пепла люди использовали для защиты от ползающих насекомых во время сна.

Некоторые культуры использовали золу как средство от насекомых, потому что насекомые не могут легко перемещаться через мелкий порошок. Пепел блокирует дыхание и кусающий аппарат насекомых и в конечном итоге обезвоживает их. Остатки камфорного куста были обнаружены на вершине травы из самой старой подстилки в пещере. Это растение до сих пор используется для отпугивания насекомых в сельских районах Восточной Африки.

«Мы знаем, что люди не только спали, но и работали на траве, потому что обломки производства каменных орудий смешиваются с остатками травы. Кроме того, в подстилке <…> было обнаружено множество крошечных округлых крупинок красной и оранжевой охры. с человеческой кожи или цветных предметов», – отмечают авторы работы.

Остатки древних кроватей были найдены в «Пограничной пещере» (Border Cave) в Южной Африке, известного археологического памятника, расположенного на западном склоне гор Лебомбо в Квазулу-Натале, недалеко от границы между Южной Африкой и Свазилендом.

Исследование провели ученые из Университета Витватерсранда (Южная Африка), Университета Бордо и Университета Лазурного берега (Франция), ISES (Аргентина) и Королевского института культурного наследия (Бельгия).

[Фото: A. KRUGER]