Исследования лауреатов Нобелевской премии по физике за 2022 г. заложили основы современных квантовых технологий. Такое мнение высказал директор Казанского научного центра (КазНЦ) РАН, заведующий кафедрой квантовых оптических технологий Института физики Казанского федерального университета (КФУ), член-корреспондент РАН Алексей Алексеевич Калачев в беседе с корреспондентом «Научной России». Несмотря на то, что ученый сейчас находится в командировке и время от времени его телефон вне зоны доступа, он с нетерпением ждал объявления лауреатов. 4 октября стало известно, что ими стали французский ученый Ален Аспе, австрийский исследователь Антон Цайлингер и американский ученый Джон Ф. Клаузер.

А.А. Калачев с коллегами занимается исследованиями в области квантовых коммуникаций и разработкой источников перепутанных состояний фотонов, поэтому он хорошо знаком с работами лауреатов Нобелевской премии. «Мы создаем источники перепутанных фотонов, которые нужны для реализации различных протоколов квантовой связи. В частности, один из текущих наших проектов связан с созданием квантовых повторителей, где такие источники играют ключевую роль. Их качество, а также работоспособность квантового повторителя в целом, как раз можно определить путем проверки неравенства Белла, подобно тому, как когда-то впервые делали лауреаты Нобелевской премии 2022 г.»,— говорит А.А. Калачев.

Как отмечает собеседник корреспондента портала «Научная Россия» А.А. Калачев, лауреаты Нобелевской премии по физике 2022 г. известны многим. Поначалу их работы носили сугубо фундаментальный характер, связанный с проверкой основ квантовой механики. Но по мере становления квантовых технологий эти результаты стали применяться для решения прикладных задач. Так, например, проверку неравенства Белла и ему подобных используют для проверки безопасности протоколов квантового распределения ключей, основанных на перепутанных состояниях, а квантовая телепортация, впервые реализованная группой Антона Цайлингера, является одним из основных протоколов квантовых коммуникаций. «С одной стороны, это были фундаментальные эксперименты, а с другой стороны, это были результаты, которые существенно развили квантовую оптику и квантовую информатику, заложив основы современных квантовых технологий», — отмечает А.А. Калачев.  

Фотография из архива портала «Научная Россия»