Профессора Андреас Папассотиропулос (Andreas Papassotiropoulos) и Доминик де Кервэйн (Dominique de Quervain) из Университета Базеля и их коллеги обнаружили, во-первых, эпигенетический профиль, который сильно коррелирует с толщиной коры головного мозга, особенно в области мозга, которая важна для функций памяти, а также что гены, ответственные за регуляцию важных иммунных функций в крови, объясняют связь между эпигенетическим профилем и свойствами мозга, и, во-вторых, что вариант гена TROVE2, ген связан с прочностью травматических воспоминаний. Свои результаты ученые описали в статье, опубликованной в журнале Nature Communications.

Иммунная система организма выполняет важные функции, такие как защита от бактерий и раковых клеток. Однако мозг человека отделен от иммунных клеток в кровотоке так называемым гематоэнцефалическим барьером. Этот барьер защищает мозг от болезнетворных микроорганизмов и токсинов, циркулирующих в крови, а также делит иммунные клетки человеческого организма на те, которые выполняют свою функцию в крови, и те, которые работают конкретно в мозге. До недавнего времени считалось, что функция мозга в значительной степени не зависит от периферической иммунной системы.

Тем не менее, в последние несколько лет появились свидетельства в пользу влияния этой последней на мозг. В одном из исследований ученые обнаружили регуляторные эпигенетические паттерны в крови 533 молодых и здоровых людей. Они идентифицировали эпигенетический профиль, который сильно коррелирует с толщиной коры головного мозга, особенно в той области мозга, которая важна для функций памяти. Это открытие было подтверждено независимым исследованием еще 596 человек. Согласно результатам работы, именно гены, ответственные за регуляцию важных иммунных функций в крови, объясняют связь между эпигенетическим профилем и свойствами мозга.

Второе исследование было сосредоточено на геномах здоровых участников, которые особенно хорошо или особенно плохо запоминали негативные изображения. По всей видимости, вариант гена TROVE2, роль которого в иммунологических заболеваниях в настоящее время активно изучается, связан с способностью участников запоминать особенно большое количество негативных изображений. Кроме того, этот вариант гена также приводил к повышенной активности в определенных областях мозга, которые важны для памяти об эмоциональных переживаниях.

[иллюстрация: University of Basel, Transfaculty Research Platform Molecular and Cognitive Neurosciences]