В Санкт-Петербурге провели исследование самочувствия водных обитателей и выяснили, где животные и акватории страдают от действий человека.

С помощью оригинальной технологии биологического мониторинга на основе изменения функциональной нагрузки у животных, которая запатентована в Санкт-Петербургском федеральном исследовательском центре РАН, ученые исследовали акватории Петербурга.

Методика проверяет самочувствие водных животных путем изменения функциональной нагрузки. Кардиоритм измеряют даже у моллюсков 3-5мм. Таким образом ученые выясняют качество и чистоту воды. Благодаря проведенным исследованиям, им удалось установить, что животные в некоторых акваториях возле города чувствуют себя плохо.

Причину таких загрязнений тоже определили – недостаточная эффективность работы локальных систем водоотведения и канализации. В воде обнаружили следы кофеина и веществ, которые используются в обезболивающих или гормональных медпрепаратах. Локальные очистные сооружения с водоочисткой сточных вод не справляются, и отходы попадают в Финский залив или ближайшие реки и озера.

На водных животных это влияет отрицательно. У моллюсков, например, нарушается пищеварение, и в результате они перестают вносить свой вклад в самоочищение воды.  Таким образом экосистема водоемов постепенно разрушается.

«Причем мы можем локализовать участок загрязнений довольно точно. В Сестрорецке «с водоемами все хорошо». А вот севернее, в Репине и Зеленогорске, «все плохо, то есть там сильное загрязнение акватории». Затем, начиная с Ушкова, «опять все нормально», но, видимо просто потому, что там нет точек общепита, а частные дома стоят довольно далеко от воды, на песчаной возвышенности», - рассказывает о результатах проверки профессор Сергей Холодкевич, главный научный сотрудник, заведующий лабораторией биоэлектронных методов геоэкологического мониторинга.

По словам ученого, снизить нагрузку могут сами люди – заботясь об обустройстве своих локальных очистных систем вблизи водоемов. Например, владельцы коттеджей или ресторанов.

«Ну и не лить воду почем зря в тех местах, где нет централизованной системы очистки отходов. В конце концов, это все равно что мусорить у себя рядом с домом», - добавил профессор.

Фото: Paul Einerhand on Unsplash