Создание интеллектуальных систем управления, переход к автоматическому полету летательных аппаратов (ЛА), проблемы человеко-машинного интерфейса – актуальный вектор современного авиастроения.

Изучением этих вопросов, направленных на повышение безопасности полета воздушных судов, занимаются специалисты Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени профессора Н.Е. Жуковского»).

Важную роль в создании перспективной авиационной техники играет консолидация усилий научно-исследовательских организаций, предприятий промышленности и компаний-заказчиков. Одним из примеров такого конструктивного сотрудничества является научный семинар «Динамика и управление полетом летательных аппаратов». Его организаторы – ЦАГИ, Московский авиационный институт (МАИ) и Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина». Заседание прошло 17 августа в Центре показа авиационной техники имени И.Н. Кожедуба в рамках научно-деловой программы Международного военно-технического форума «Армия-2023».

Общей темой семинара стало информационно-управляющее поле кабин самолетов. Участники обсудили основные вопросы, связанные с этим актуальным научно-исследовательским направлением.

Так, ведущий научный сотрудник отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов НИЦ безопасности полетов ФАУ «ЦАГИ», кандидат технических наук Владимир Желонкин рассказал об анализе путей совершенствования информационного обеспечения решения пилотажных задач и перспективных способов индикации пилотажно-навигационной информации летчиком (соавторы доклада – М.В. Желонкин, Е.Н. Кадильникова, О.И. Ткаченко – ФАУ «ЦАГИ», М.Ю. Стрелец – ОКБ Сухого ПАО «ОАК»). Он рассмотрел итоги исследований по распределению внимания летчика во время выполнения разнообразных задач пилотирования в простых и сложных условиях. Полученные результаты использованы для разработки информационных кадров в интересах сложных и критических условий полета.

Доклад ведущего научного сотрудника испытательного центра «Динамика» НИЦ безопасности полетов ФАУ «ЦАГИ», кандидата технических наук Ларисы Зайчик (соавторы П.А. Десятник, К.Н. Гринев, Д.К. Крылов) был посвящен влиянию типа рычага управления и характеристик загрузки на управляемость летательных аппаратов. Командные рычаги управления являются важными элементами человеко-машинного интерфейса. До настоящего времени наибольшее распространение получили штурвал и центральная ручка управления. В связи с появлением дистанционных систем управления возникла устойчивая тенденция к замене классических рычагов управления самолетов и вертолетов малогабаритной боковой ручкой управления (БРУ). В работе ученого были представлены результаты проведенного в ЦАГИ сравнительного анализа влияния типа рычага управления на управляемость летательных аппаратов различных типов. Анализ проведен по комплексу показателей, включающих динамические характеристики системы «самолет–летчик», точность пилотирования, влияние типа рычага и характеристик загрузки на тенденцию к раскачке летательного аппарата пилотом. Выявлены преимущества и недостатки управляемости с БРУ по сравнению с традиционными.

В зоне внимания других участников заседания находились такие темы, как нормативно-техническое обеспечение создания информационно-управляющего поля кабин летательных аппаратов, внешнее управление беспилотным ЛА с запаздыванием с помощью изменения динамики управления и индикации и др.

Помимо ЦАГИ, доклады представили Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны имени В.П. Чкалова, МАИ, ОКБ Сухого ПАО «ОАК».

«Семинар стал площадкой для диалога ученых, которые занимаются проблемами управления, в том числе применительно к задачам авиационной отрасли. В частности, состоялся конструктивный обмен мнениями по ключевому вопросу обеспечения безопасности полетов самолетов, а именно человеко-машинному интерфейсу. Еще один пункт дискуссии – внедрение технологий искусственного интеллекта в задачах управления, включая построение информационно-управляющего поля кабины. Это одна из тенденций нашего времени, поэтому в данном вопросе для нас принципиально важно работать в тесной кооперации с нашими коллегами», – прокомментировал модератор мероприятия, начальник отделения динамики полета и систем управления летательных аппаратов НИЦ безопасности полетов ФАУ «ЦАГИ», доктор технических наук Сергей Баженов.

 

Источник информации и фото: пресс-служба ЦАГИ